Презентация - Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Человек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портретаЧеловек в зеркале искусства: жанр портрета







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Электронный ресурс к урокам искусства. Автор: учитель МХК и искусства МБОУ «СОШ»19» г. Энгельса Данилова Елена Яковлевна

Слайд 2

Краткая аннотация.
Мир художественных образов, который создают художники, писатели, поэты, композиторы очень разнообразен. Чтобы разобраться какие образы бывают и о чём они рассказывают зрителю, слушателю, читателю надо поближе познакомиться со всеми видами искусства и понять на каком языке они с нами разговаривают. Художественный образ – это обобщённое представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусств. У каждого времени своё лицо, свой образ свои мелодии. Данное пособие поможет разобраться в художественных особенностях каждой исторической эпохи. Искусство помогает понять человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, настроение, внутренний мир. Данное пособие может быть использовано на уроках по программе предмета «Искусство» в 8-9 классах, МХК 10-11 классах. Научит развивать навыки анализа, ассоциации, творческого воображения, память.

Слайд 3

Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств; познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Задачи: Образовательная: закрепить знания о жанре, разновидностях портрета; знакомство с историей развития портретного жанра. закрепить знания средств выразительности живописи, музыки. Развивающие: развивать навыки анализа, ассоциации; развивать творческое воображение, память: Воспитательные: содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Слайд 4

Средства выразительности:
Живопись.
Музыка.
Цвет Светотень Линии Композиция
Темп Ритм Тембр Динамика Лад Тесситура Гармония Мелодия

Слайд 5

«Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти», — говорил Альбрехт Дюрер .
Портреты украшали зальцы помещичьих усадеб, принадлежавших барам, иногда далёким от всякой духовной жизни, но из-за моды- иметь у себя „персоны“ свои и своих предков. Были „портретные“ комнаты, где все стены сплошь завешивались изображениями царствующих особ, полководцев, великих мужей.
Военная галерея Зимнего дворца

Слайд 6

портрет всегда нёс в себе человеческое и эстетическое содержание.
Портрет обладал жизненной функцией — частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, обитателями жилища, их костюмами, привычками.
У. Хогарт «Модный брак».
И. Репин портрет П. Третьякова

Слайд 7

Древний Египет
Портретное сходство связано с культом мёртвых.
Портрет царицы Нефертити
Ушебти

Слайд 8

Античный портрет
Древняя Греция
Идеализированные образы героев или богов в слиянии духовного и физического- красоты и гармонии.
Мирон. Дискобол
Агесандр «Вене́ра Мило́сская» Афродита с острова Ми́лос
Сапфо. Греческая поэтесса с острова Лезбос

Слайд 9

Античный портрет
Древний Рим.
Реалистичный портрет связан с культом предков: величие, сдержанность, жестокость, одухотворённость, высокомерие.
Портрет христианина, написанный на доске.
Портрет Каракаллы.
«Портрет Октавиана Августа»

Слайд 10

Портрет средневековья
Мотив из реальной повседневной жизни – бытовой жанр. Новый тип портрета – раскрытие внутреннего мира человека. Сосредоточенность, погружение в свой внутренний мир, духовность.
Микеланджело да Караваджо «Лютнист»
Эль Греко «Мужской портрет с рукой на груди»

Слайд 11

Возрождение.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений, женственности и обаяния. Тогда же впервые появляется автопортрет, портрет- картина

Слайд 12

Портрет барокко - XVII век.
Материальный мир, воспринимаемый через чувства. Портрет – биография.
Рембрандт ван Рейн «Смеющаяся Саския»
Рембрандт ван Рейн портрет Опьен Коппит
Рембрандт ван Рейн портрет старика.

Слайд 13

Портрет рококо
Придворно – аристократическая культура создаёт стиль рококо с утончённым, обольстительным, мечтательным образом, характерным изящным переливом полутонов.
Портрет Антуана Ватто
Каррера Розальба Портрет девушки.
Антуан Ватто Меццетен

Слайд 14

Портрет классицизма.
Образы героические, значимые, монументальные в искусстве XVIII века. Герои – гении, созидатели, с властными жестами, мужественностью.
Левицкий «Екатерина II – законодательница»
«Фальконе памятник Петру I»

Слайд 15

Портрет романтизма.
Портрет как изображение внутреннего «Я» человека со свободной волей.
Эжен Делакруа Портрет Шопена
Эжен Делакруа Автопортрет

Слайд 16

Портрет в русском искусстве.
XVIII век в России называют веком портрета. Жанр портрета развивали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель

Слайд 17

Любите живопись, поэты Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.   Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?   Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.   Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.   Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Фёдор Семёнович Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской

Слайд 18

Благодаря мастерству Фёдора Степановича Рокотова образовался новый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание», «полугорение», «зыбкость», «воздушность», «загадочность», «вибрация света и цвета»

Слайд 19

Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Лопухиной 1797 г. Творчество Боровиковского связано с сентиментализмом. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье– тень любви, и мысли– тень печали, но красоту её Боровиковский спас.

Слайд 20

Вывод:
Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир. «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» Жорж де Латур (1593-1652), французский живописец.