Презентация - Александр Блок «Двенадцать»

Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»Александр Блок «Двенадцать»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Александр Блок «Двенадцать»
Комментированное чтение
1

Слайд 2

Александр Блок (фотография)
2

Слайд 3

Иллюстратор Юрий Анненков
3

Слайд 4

А. Блок:
«Сегодня я – гений!» «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью»
4

Слайд 5

Почему поэма названа «Двенадцать»?
Содержит 12 глав. Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
5

Слайд 6

Время создания поэмы
В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. Начал 8 января, перерыв, дописал 17 и 28 января.
6

Слайд 7

«Двенадцать» в оценке современников
В рядах врагов оказались И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, Л. Андреев, И. Северянин. «Блок продался большевикам!» Сатира на революцию «Величайшее достижение» поэзии Блока (газета «Правда»)
7

Слайд 8

«Интеллигенция и революция»
Что для Блока революция? Что значит «дело художника»? Что «не дело художника»?
8

Слайд 9

Что для Блока революция?
«…мы должны слушать и любить … Звуки, когда они вылетают из мирового оркестра; и, слушая, понимать, что – это о том же, всё о том же».
9

Слайд 10

Что значит «дело художника»?
«…видеть то что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».
10

Слайд 11

Что «не дело художника»?
«…смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет».
11

Слайд 12

1 глава
Контраст чёрного и белого цвета. Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! Что символизирует «ледок»?
12

Слайд 13

Образ ветра
Ветер, Ветер На всё божьем свете! «Ветер хлёсткий», он «гуляет», «свищет», «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» «Вьюга долгим смехом Заливается в снегах»
13

Слайд 14

образы ветра, метели имеют символический смысл.
Образ ветра бы комментирует происходящее: одних сбивает с ног, другим кажется «весёлым», он «рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание», когда появляются красногвардейцы, он радостно «гуляет». Ветер срастается с петроградским пейзажем и Революцией.
14

Слайд 15

«Что впереди? Проходи! Чёрное, чёрное небо».
15

Слайд 16

Что за путь проходят 12?
Это и реальный путь красногвардейских патрулей по снежным улицам Петрограда. (Блок не возражал, когда художник Анненков на иллюстрации точно указал адрес, где проходил патруль: Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок.)
16

Слайд 17

Рыбацкая, 12, недалеко от дома, где жил Блок
17

Слайд 18

«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»
18

Слайд 19

«рвёт, мнёт плакат про «Учредительное собрание»
19

Слайд 20

Персонажи 1-й главы.
образное сравнение: «старушка, как курица, / кой-как перемотнулась через сугроб». Хлёсткий эпитет и оксю́морон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?»    Один голос: «А это кто? – Длинные волосы И говорит вполголоса: -Предатели! - Погибла Россия!» - речевая характеристика.   Какое отношение к ним? Вития – оратор, человек, искусный в красноречии (устар. или иронич.). Витиеватый, замысловатый (о слоге, стиле речи, почерке) Поп – «брюхо» Барыня – «в каракуле»  
20

Слайд 21

Старый мир
«Буржуй на перекрёстке» - готов к предательству, боязнь нового. Ненавистен. Старый мир оказывается в водовороте стихии. Как к нему относится ветер? («крутит подолы», «прохожих косит») Эти скользящие на снегу тени пропадают во мраке чёрного вечера, чтобы появиться в финале поэмы как тревожный призрак прошлого.
21

Слайд 22

«А вон и долгополый…» «старушка, как курица…»
22

Слайд 23

Старый мир
Другой голос . Чей?   Слух поэта запечатлевает эти конкретные «голоса». («Голосами» в поэме представлена музыка революции) Можно ли эту музыку назвать «великой, музыкой будущего, звуками которой наполнен воздух»? Теоретическая концепция терпит крах, когда воплощается в произведении.
23

Слайд 24

2 глава
Раздаются разные, порой исключающие друг друга реплики Кто их произносит? Сам автор? Или 12, которые скоро выйдут на авансцену? А может быть те, кто враждебен революции?
24

Слайд 25

Реплики 2-й главы
Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Холодно, товарищи, холодно! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь… Эх, эх, без креста!
25

Слайд 26

Лозунги
Вперёд, вперёд, вперёд, Рабочий народ! (6)    Товарищ! Гляди В оба! (10)  Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (2)   - Правильно со стороны речи построены?
26

Слайд 27

Во 2 главе на авансцену выходят 12.
Значимость этого числа подчёркивается названием поэмы; Как они появляются в поэме? - на фоне многоголосия - чёткий маршевый ритм - реплики анархического толка: Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!
27

Слайд 28

12 в начале поэмы даются в разных восприятиях.
«В зубах цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!» «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй!» «Ванюшка сам теперь богат…» Новый мир, как и старый, Блок не идеализирует.
28

Слайд 29

Стихия и Двенадцать
- Вместе с ними появляется новый цвет – отблеск огня: «Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…» 12 – выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности.
29

Слайд 30

Сознают свой революционный долг
«Революцьонный держите шаг» и готовы его исполнить: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»
30

Слайд 31

Стихия родственна двенадцати.
В отличие от врагов революции, ветра, стихии, грозящей перевернуть мир, 12 не противостоят им, они возникают из неё: Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек...
31

Слайд 32

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек...»
32

Слайд 33

3 – 7 главы. Катька
В чём значение этих глав? Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи? В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
33

Слайд 34

«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!»
34

Слайд 35

«Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил…»
35

Слайд 36

Чувства Петьки
«Помнишь, Катя, офицера – Не ушёл он от ножа…» Каковы его чувства?
36

Слайд 37

Какая реплика принадлежит Петьке?
«А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» «Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!»
37

Слайд 38

«Он головку вскидавает, он опять повеселел!»
38

Слайд 39

8 глава.
Соль иронии заключается в следующей сюжетной ситуации. Ведь «буржуя убьёт за зазнобушку» - умышленная сюжетная ирония, которая окарикатуривает слово героя.
39

Слайд 40

Так какая же разница между старым и новым миром?
По определению Блока, старый мир – скука, новый – музыка. Но главка заканчивается словом «скучно!» Музыка вырастает в скуку. «Ужь я ножичком полосну, полосну…» - диссонанс. И диссонанс потому, что скучно.
40

Слайд 41

Почему убийство Катьки- единственное событие в поэме?
Чтобы «показать чёрную злобу и ненависть», что «им ничего не жаль», что «идут без креста и без имени святого», что «для них нет никаких преград», что революция сопряжена с кровью, что её жертвами становятся безвинные люди.
41

Слайд 42

10 – 12 главы Мотивы чёрной злобы и страшного мира в изображении героев поэмы.
Мотивы буйной воли перерастают в чувство вселенской тоски, скуки, готовящейся вылиться в месть всему ненавистному миру. 12 красногвардейцев, единых теперь, продолжают шествие в революции. «…Вдаль идут державным шагом…» Но одновременно в их душах растут тревога и беспокойство.
42

Слайд 43

Стихия оказывается с ними в весьма сложных отношениях.
Ветер перерастает во вьюгу («И вьюга пылит им в очи…»). На пути красноармейцев оказываются «сугробы пуховые - / Не утянешь сапога…». Им кажется, что за сугробами скрывается незримый враг . («Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнём!») А в ответ на выстрелы красноармейцев.
43

Слайд 44

Цветовая гамма
Какой цвет исчез в заключении? Какой теперь господствующий? «…Это ветер с красным флагом Разыгрался впереди…» «Кто там машет красным флагом?» «Впереди с кровавым флагом…»
44

Слайд 45

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их кронами господа показывали свою власть».
45

Слайд 46

Откуда жестокость, в чём причина «чёрной злобы»?
У каждого крестьянина Душа что туча чёрная – Гневна, грозна, и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям… А. Н. Некрасов «…злоба, грустная злоба Кипит в груди…» А. Блок
46

Слайд 47

Почему с такой неприязнью Бунин отнёсся к «Двенадцати»?
он потом напишет, что Блок «впал в некий род помешательства на большевизме»? Наверное, если бы Бунин увидел в поэме Блока изображение «окаянных дней», он не отнёсся бы к ней враждебно. Тут всё сложнее у Блока и гораздо трагичнее.
47

Слайд 48

Сатиры на революцию в поэме нет
Чёрная злоба для поэта – выражение святой злобы. «Интеллигенция и революция»: «… ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие».
48

Слайд 49

Отношение Блока к революции
Ровно через год, в январе 1919 г. записывает: «У кого-то (у предков) был досуг, деньги и независимость, рождались гордые и независимые дети, дети воспитывались, их научили тому, как создавать бесценное из ничего… потом писать книги и… жить этими книгами в ту пору, когда не научившиеся их писать умирают с голоду». Итак, Блок принимает революцию.
49

Слайд 50

Блок принимает революцию
Старый мир – «шелудивый пёс» – ненавистен Блоку. «Революция есть музыка, которую имеющий уши должен слышать» («Интеллигенция и революция») В революции заключено для Блока Возмездие старому миру.
50

Слайд 51

Жизнь вынуждала создавать картины и образы, не соответствовавшие их замыслам
«Написав «Двенадцать», он все эти 3 с половиной года старался уяснить себе, что же у него получилось… он пытливо вслушивался в то, что говорят о «Двенадцати» (К. Чуковский)
51

Слайд 52

Двойственное отношение поэта к революции
В поэме переплетается: «низкое» с «высоким», романтический идеал окружён мрачными реалиями быта. Блок в поэме ведёт диалог с самим собой.
52

Слайд 53

«Впереди - Исус Христос»?
Христос Блока остаётся одной из загадок мировой литературы. 1. Прежде всего, бросается в глаза то, что он не исчезает во мгле, подобно другим фигурам. 2. Другая странность: Христос ведёт один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.
53

Слайд 54

Может быть, это не Христос, а Антихрист?
Сам Блок писал в своём дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том, что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой» («Дневник» А. Блока. 20.02.1918 г.).
54

Слайд 55

Кровавый флаг
С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что даёт основание считать его Антихристом.
55

Слайд 56

«Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос».
56

Слайд 57

Очистить мир от векового зла.
57
3
И всё же самому Блоку, может быть, действительно, и красногвардейцы казались апостолами, и вёл их, в его глазах, действительно подлинный И. Христос. И цель их видел поэт в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, может быть, вообще свободный от зла. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии. Ибо был основан на насилии.

Слайд 58

«белый венчик из роз» - ?
Но на голове «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считается цветом мира. М. Цветаева: Белизна – угроза черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому Не мечом – а лилией в щите. Тема белизны подчёркивается и другими чертами блоковского Христа: он идёт «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа.
58

Слайд 59

Да Христос ли изображён?
Но флаг всё-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с её самыми первыми строками, подчёркивающими двойственность всего происходящего: Чёрный вечер. Белый снег. Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы. Может, лже-Христос? Озлобленные бандиты - апостолы Дьявола, не иначе.  
59

Слайд 60

«И за вьюгой невидим, И от пули невредим…»
60

Слайд 61

Речь идёт именно о Христе.
Но истинно блоковская лирическая нежность, с которой написаны выбивающиеся из общего стиля поэмы последние строки, убеждает: речь идёт именно о Христе. Судя по дневниковым записям, эта концовка беспокоила автора, не только литературоведов. Блок ни разу не объяснил публично смысла последних строк поэмы.  
61

Слайд 62

Имя Иисус
- Имя Иисус что означает? - Он что делал? - Противоречит ли всему этому явление Христа в конце поэмы Блока?
62

Слайд 63

Из письма А. Блока Ю. Анненкову
«Если бы из верхнего левого угла «убийства Катьки» дохнуло густым снегом и сквозь него – Христом – это была бы исчерпывающая обложка». Почему Христос должен появиться в момент убийства Катьки? «Христос с красным флагом – это ведь – «и так и не так». (из письма Анненкову)
63

Слайд 64

А шли красногвардейцы за Исусом или стреляли в него?
Блок так и не сумел до конца жизни ответить на эти вопросы. Но в самом последнем стихотворении поэт обратился к самому главному для русского интеллигента образу и к самой святой идее – идее свободы: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе!
64

Слайд 65

Через 2 года после «12» и статьи «Интеллигенция и революция»
Блок пишет: «Недавно я говорил одному из вчерашних врагов, едва ли теперь простившему мою деятельность того времени, что я, хоть и не мог написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чём от писаний того года».
65

Слайд 66

«Пушкинскому дому»
А через три года в январе 1921: Что за пламенные дали Открывала нам река! Но не эти дни мы звали, А грядущие века. Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман.
66

Слайд 67

Георгий Иванов пишет,
что умирающий Блок «непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены». Но Георгий Иванов рассказывает о смерти Блока с чужих слов. Но то, что Блок пережил крушение мифа, очевидно.
67

Слайд 68

Блок – пророк!
И всё же «Двенадцать» остаётся художественным и историческим свидетелем о необыкновенных надеждах и их гибели и вместе с тем – необычайных прозрений в суть происходящего.
68