Презентация - Односоставные предложения, неполные предложения

Односоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложенияОдносоставные предложения, неполные предложения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Односоставные предложения. Неполные предложения.
1

Слайд 2

1.Повторяем и систематизируем знания об односоставных и неполных предложениях. 2.Наблюдаем за ролью данных предложений в тексте. 3. Закрепляем знания о средствах выразительности речи, совершенствуем навыки анализа текста.
Задачи урока:
2

Слайд 3

Кроссворд
1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор союзов. 1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи 13. Намеренно избыточный повтор союзов.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
3

Слайд 4

Буслаев Ф. И.
Востоков А. Х.
4

Слайд 5

Потебня А. А.
Шахматов А. А.
5

Слайд 6

Односоставные предложения
с главным членом - сказуемым
с главным членом - подлежащим
о/л
н/л
б - л
наз..
об/л
безл.
6

Слайд 7

Виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым
Вид Значение Способ выражения сказуемого Примеры
Определённо-личные предложения Действующее лицо или предмет не названы, но говорящий точно понимает, о ком или о чём речь. Глаголом 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа изъявит. накл (наст. и буд. вр.) или повелительного наклонения. Еду в гости. Приедете через неделю? Приезжайте через неделю.
Неопределённо-личные предложения Действующее лицо не названо, но говорящий не может точно указать на того, кто производит действие. -Глаголом 3-го лица мн.ч. наст. и буд. времени. -Глаголом мн. числа прош. времени. -Глаголом мн. ч. условного наклонения. Где-то стреляют. В дверь постучали. Посадили бы здесь розы.
Обобщённо-личные предложения Обозначают действие, относящееся к любому лицу (ко всем людям вообще). Действующее лицо мыслится обобщённо. Сказуемое обычно выражено глаголом 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа или глаголом 3-го лица мн. числа. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. На деньги ума не купишь. Добро на худо не меняют.
Безличные предложения Действующее лицо назвать совершенно невозможно. Подлежащего нет и не может быть. - Безличным глаголом. - Личным гл. в безл. знач. - Инфинитивом. - Категорией состояния. - Отрицательным словом. - Кратким страд. прич. Смеркается рано. Пахнет сеном. Ничего не слыхать. На улице холодно. Здесь никого нет. В классе убрано.
7

Слайд 8

Назывные (номинативные) предложения с главным членом - подлежащим
Значение Способ выражения главного члена предложения Примеры
Передают значение бытия, утверждают наличие предметов, явлений. Подлежащее выражено существительным в им. падеже или количественно-именным сочетанием. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья… (Фет). Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил. (Солоухин)
Словарь: НОМИНАТИВНЫЙ [ фр. nominatif ] – лингв. назывательный; служащий для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий).
8

Слайд 9

Определите способ выражения сказуемого и вид предложения
1. Бьют в барабаны________________________ Спешу к вам на помощь._____________________ Подмораживает.____________________________ На этой реке нет мостов._____________________ Пора спать._________________________________ На улице ветрено и сыро.____________________ Составьте график дежурства.________________
9

Слайд 10

1). Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений.
2). Распределите односоставные предложения в таблице в соответствии со способом выражения сказуемого и определите их вид.
Способ выражения сказ. Примеры Вид предл.
Глаг. 1л., мн. ч., буд. вр.
Глаг.2л.,мн.ч.+крат. прич.
Глаг. 2л., ед. ч., буд. вр.
Глаг. повелительн. накл.
Глаг. 3л., мн. ч., наст. вр.
Вспом. глаг. + катег. сост.
Лич. глаг. в безл. значен.
Инфинитив
Отрицательное слово
- Какое предложение осталось вне таблицы? Почему?
10

Слайд 11

11
К.Бальмонт Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн.
А.Блок Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя.

Слайд 12

12
С.Есенин Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда
А.Ахматова За что-то меня упрекают И в чем-то согласны со мной… Так исповедь льется немая, Беседы блаженнейший зной.

Слайд 13

Неполные предложения
1) В диалогах
Ты сегодня придёшь на секцию? -Приду. - Я сегодня на секцию.
2) Во 2-ой части сложного предложения
У брата глаза карие, а у меня – зелёные
глаза
Эллиптические предложения
Это неполные предложения с отсутствующим сказуемым, не требующим восстановления, так как смысл предложения понятен.
На улице проливной дождь. идёт
Словарь: ЭЛЛИПТИЧЕСКИЙ [гр. elleipsis - опущение] – основанный на пропуске (опущении) легко подразумеваемых слов в речи.
13

Слайд 14

Являются ли неполными следующие предложения?
1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём.
Определите, какие это предложения:
- Вам сообщили о моём приезде? - Сообщили. - Скоро ли, наконец, потеплеет? - Скоро.
14

Слайд 15

Анализируем текст
1) Был конец ноября. 2) До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4) Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5) Жизнь на нём протекала размеренно.6) Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане.7) Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие.8) До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9) В одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном.10) Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11)Следующие два часа посвящались отдыху. И. Бунин.
15

Слайд 16

Задание на дом:
16