Презентация - Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение.

Слайд 2

Опрос по ССП.
1. Дайте определение ССП. 2.Сколько группы сочинительных союзов вы знаете? 3. Какие знаки препинания можно поставить между частями ССП?

Слайд 3

Ответьте на данные допросы.
-Вспомните и дайте определение СПП. СПП –сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. -Чем отличается ССП от CПП? Части в СПП не являются равноправными, а в ССП они равноправны. Части В СПП соединяются союзными словами или подчинительными союзами, а в ССП- сочинительными союзами. -Как разграничить союз и союзное слово? (см. таблицу) -Назовите виды придаточных. (определительные, изъяснительные, образа действия, сравнительные, места, времени, условия, цели, причины, уступки, следствия, присоединительные, сопоставительные). - Где может стоять придаточное по отношению к главной части? Главная часть может стоять перед, после и внутри придаточной. -Сколько придаточных может быть в СПП? От 1 и более

Слайд 4

Отличие союза от союзного слова.
Союзное слово 1) отвечает на вопрос, 2)является членом предложения, 3) можно заменить другим союзным словом или словом знаменательной части речи, 4) нельзя опустить, 5) выделяется логическим ударением. Союз 1) не отвечает на вопрос, 2) соответственно, не является членом предложения, 3) можно заменить другим союзом, 4) часто можно опустить без нарушения смысла в предложении, 5) логическим ударением не выделяется.

Слайд 5

Основные группы СПП по значению.
С придаточными изъяснительными
С придаточными определитель-ными
С придаточными обстоятельствен-ными
С придаточными присоединитель- ными
Образа действия и степени: как каким образом в какой степени Места: где, куда, откуда Времени: когда, пока, с тех пор как, в то время как Условия: если, если бы, раз, ежели Причины: если, если бы, раз, ежели Цели: чтобы, для того чтобы Сравнения: как Уступки: хотя; несмотря на то, что; пусть, даром что; как ни, что ни Следствия: так что
который, какой, чей, где, куда, когда, что
кто, что, чтобы, будто, частица ли в значении союза
что, зачем, почему, поэтому, вследствие чего, отчего
! Вопрос от главной части к придаточным следствия и присоединительным.

Слайд 6

Сопоставительные предложения.
! Это взаимообусловленные части.
Если…то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем….тем, настолько…насколько, едва…. как

Слайд 7

Объясните постановку знаков препинания.
1.И было сердцу моему легко, не знаю почему. 2. Сиди как следует! 3. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем. 4. Живите так, как вас ведет звезда. 5. Она сказала ему, что если он более, то надо лечиться 6 .по мере того как я рассказывал, он приходил в себя. 7.Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости. 8. Молодые тетеревята долго не откликались на мо свист, вероятно, оттого, что я свистел недостаточно естественно. только кожа и кости. 9.Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого-нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден.

Слайд 8

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой. 2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война. 3. Не знаю, где он нашел этот экземпляр. Обстоятельственное места (2)
где
Определительное (1)
Изъяснительное (3)

Слайд 9

Опираясь на схемы, выведите правила постановки знаков препинания в СПП.
1.[ ,( ), ] 2.[ ], (что ) и (что ) 3.[ ], (как ), ( как ) 4.[ ], ( ) 5. ( ), [ ]  6. [ ], (как ), и (как), и ( как )  

Слайд 10

Схема разбора СПП.
I. Дать общую характеристику предложения. 1. Определить, какое это предложение по цели высказыва­ния (повествовательное, побудительное, вопроситель­ное). 2. Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Выделить грамматические основы, указать главную и придаточную части. II. Определить строение сложноподчинённого предложения. 1. Выделить подчинительный союз или союзное слово, оп­ределить указательное слово (если есть) и установить вид придаточного: а) определительное; б) изъяснительное; в) обстоятельственное: • места • времени • сравнения • образа действия и степени • цели • условия • причины • следствия • уступительное. 2. Составить вертикальную и/или горизонтальную схему сложноподчинённого предложения и объяснить поста­новку знаков препинания. III. Разобрать каждую часть сложноподчинённого предложения как простое предложение. Образец разбора (I) Меня раздражает и солнца осеннего Плоек, и лист, (2) что с берёзы спадает, (1) и ж сущих кузнечиков треск. (А. Майков) [1 ,(2 что), ]. Повеет.; невоскл.; сложи.; сложноподчин., придат. опреде­лит, присоед. к главн. части союзным словом (местоим.) что, придат. часть находится внутри главной. (1) главная часть: двусост., распростр., полн., осложнено од­нородн. подл еж.; (2) придаточное определит.: двусост., распростр., полн., неосложнённое.

Слайд 11

Сложные случаи постановки знаков препинания в СПП.
    Запятая не ставится. 1.Если придаточная часть усечена до одного союза. Он уехал, не сказав почему. 2.Если перед подчинительным союзом стоит сочинительный союз. Он не ответил и когда я переспросил его. 3.Если в придаточном предложении, стоящем после главного, перед подчинительным союзом или союзным словом есть отрицательная частица не. Доложите не когда выйдете из расположения части, а когда прибудете на место. 4. Если при последовательном подчинении рядом оказываются два союза, но перед главным предложением есть вторая часть союза то, так , но, то запятая не ставится. [Алексей знал],( что (если отец заберет что себе в голову), то уж того и гвоздем не вышибешь). Если же второй части – то, так, но- нет, то запятая между двумя союзами на стыке придаточных предложений сохраняется. [Скажите],( что,( если он останется неумолим), вы найдете ужасную защиту)!          

Слайд 12

Объясните постановку знаков препинания.
  1.И было сердцу моему легко, не знаю почему. 2. Сиди как следует! 3. Настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем. 4. Живите так, как вас ведет звезда. 5. Она сказала ему, что если он более, то надо лечиться 6 .по мере того как я рассказывал, он приходил в себя. 7.Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости. 8. Молодые тетеревята долго не откликались на мо свист, вероятно, оттого, что я свистел недостаточно естественно. только кожа и кости. 9.Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого-нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден.  

Слайд 13

Запятая внутри сложных союзов.
1.Разделение союза обязательно, если при нем есть отрицание, усилительные частицы, вводные слова или привозится несколько причин. Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна. 2.Союз обычно не расчленяется, если придаточная часть стоит перед главной. По мере того кК поднималось солнце, день теплел и веселел. 3.Расчленение зависит от смысла, от логики высказывания. (союзы и союзные слова : благодаря тому что; вследствие того что; вместо того чтобы4 ввиду того что; в силу того что; для того чтобы; несмотря не то что; перед тем как4 после того как; оттого что; с тех пор как) Это трудно понять, потому что все происходит давно. Это трудно понять потому, что все происходит давно. не ставится запятая: - внутри устойчивых сочетаний: не то что; не то чтобы; не так чтобы; не иначе как; неизвестно кто (что, как, какой и т. п.); непо­нятно где (как, когда, зачем и т.п.); все равно кто (что, какой, где, куда и т. п.); кто (что, какой, где и т.п.) угодно; кто (как, что и т.п.) попало; есть чем заняться, найти куда обратиться, не нахожу чтд, сказать и т.п.: Не то чтобы он мне не поверил, но отнесся к моим словам настороженно. Мне есть чем заняться. Он был непонятно где. Это может сделать кто угодно и когда угодно. Я не хочу чи­тать что попало; - в выражениях: не больше (не меньше) чем; больше (меньше) чем; не позже (не раньше) чем; позже (раньше) чем - запятая не ставится, если нет сравнения. Ср., например: Аппаратура работает не мень­ше чем шесть часов. = Аппаратура работает не меньше шести часов. Но: Аппаратура работает не меньше, чем у конкурентов. В последнем пред­ложении содержится сравнение, поэтому перед союзом ставится запятая.