Презентация - Подготовка к сжатому изложению

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Подготовка к сжатому изложению
Распечатать
  • Уникальность: 88%
  • Слайдов: 28
  • Просмотров: 3710
  • Скачиваний: 1998
  • Размер: 0.13 MB
  • Класс: 9
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Подготовка к сжатому изложению, слайд 1
Подготовка к сжатому изложению
9 класс

Слайд 2

Подготовка к сжатому изложению, слайд 2
Работа над созданием текста
раздели текст на смысловые части выдели опорные слова (главные слова) и слова, которые относятся к ним непосредственно , чтобы понять, о чём говорится в каждой из микротем схематичное изображение текста с опорными словами позволит увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи для предложений. подумай над приёмами сжатия (исключение и обобщение), чтобы не добавлять подробности и дополнительную информацию.

Слайд 3

Подготовка к сжатому изложению, слайд 3
Содержательные приемы компрессии
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Слайд 4

Подготовка к сжатому изложению, слайд 4
Основные языковые приемы компрессии
Замена: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым.

Слайд 5

Подготовка к сжатому изложению, слайд 5
Основные языковые приемы компрессии
Исключение: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов.

Слайд 6

Подготовка к сжатому изложению, слайд 6
Основные языковые приемы компрессии
Слияние: слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 7

Подготовка к сжатому изложению, слайд 7
Способы сжатия
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала необходимо вычленить единичные факты, затем подобрать языковые средства их обобщенной передачи и составить новый текст.

Слайд 8

Подготовка к сжатому изложению, слайд 8
Текст 1
Прожив недолгий век, скрипач Николо Паганини оставил после себя множество слухов и легенд. Произошло это отчасти потому, что люди, потрясенные его музыкой, часто не могли дать рациональное объяснение способностям музыканта. Кто-то говорил, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса, а недоброжелатели отвечали, что Паганини в сговоре с потусторон - ним миром. Вплоть до ХХ века ходили слухи, что в юности Николо прибег к помощи хирурга: тот сделал ему операцию, чтобы повы - сить гибкость рук. Предположение это такое же фантастическое, как и все прочие легенды, собранные вокруг имени Паганини.

Слайд 9

Подготовка к сжатому изложению, слайд 9
Главная информация текста 1
Люди часто не могли дать рациональное объяснение уникальным способностям Паганини, поэтому возникло множество слухов и легенд.

Слайд 10

Подготовка к сжатому изложению, слайд 10
Расширение главной информации текста 1
Люди часто не могли дать рациональное объяснение уникальным способностям Паганини, поэтому возникло множество слухов и легенд (от музыки небес, сговоре с потусторонним миром до операции с целью повышения гибкости рук).

Слайд 11

Подготовка к сжатому изложению, слайд 11
Текст 2
В отличие от динозавров, которые оказались обречены на исчезновение, древние насекомые выжили благодаря своему разнообразию и способностям к адаптации. Они смогли забраться в самые узкие щели, укрыться под корой и под камнями и спастись, чтобы освоить потом новые места обитания. Ясно одно: насекомые существуют на Земле уже 300 миллионов лет и едва ли какой-нибудь глобальный катаклизм способен уничтожить их окончательно. Устоявшееся мнение о том, что, если будет ядерная катастрофа, выживут одни тараканы, имеет под собой реальные основания.

Слайд 12

Подготовка к сжатому изложению, слайд 12
Главная информация текста 2
Насекомые, которые существуют на Земле уже 300 миллионов лет, выжили и всегда будут существовать благодаря своему разнообразию и способности к адаптации.

Слайд 13

Подготовка к сжатому изложению, слайд 13
Текст 3
Арктика – зеркало, отражающее тепло солнца обратно в космос. Если лед исчезнет, воды Арктики будут поглощать больше тепла, увеличивая глобальное потепление. Потепление в Арктике приведет также к тому, что скоро парниковые газы, ранее спрятанные в вечной мерзлоте, выйдут наружу. Это значит, что изменения в Арктике будут воздействовать на состояние окружающей среды в мире по двум направлениям. Речь идет о глобальной проблеме, которая касается не только Арктики.

Слайд 14

Подготовка к сжатому изложению, слайд 14
Главная информация текста 3
Таяние Арктических льдов – глобальная проблема для всех стран мира, так как резко изменится состояние окружающей среды на всей Земле.

Слайд 15

Подготовка к сжатому изложению, слайд 15
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (280 слов)

Слайд 16

Подготовка к сжатому изложению, слайд 16
Сжатие текста Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. ( замена придаточного местоимением, слияние нескольких предложений в одно). Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. (исключение информации из текста). Мы с Николаем Ивановичем (замена местоимением) обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты (замена одним словом фрагмента) на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину (упрощение и сокращение предложения, исключение синонима). Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. ( сокращение ряда второстепенных членов) По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (замена фрагмента текста синонимичным выражением). Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. (исключение предложения).И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами. ( исключение фрагмента предложения, слияние предложений, исключение синонима). «Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. ( исключение фрагмента текста, слияние предложений). Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово . (исключение повторов, сокращение однородного ряда, слияние предложений, упрощение предложений).  (280 слов)

Слайд 17

Подготовка к сжатому изложению, слайд 17
Текст сжатого изложения (1 вариант) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины. Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли! Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима. «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

Слайд 18

Подготовка к сжатому изложению, слайд 18
Текст сжатого изложения (2 вариант) В памяти Д.С.Лихачева возникают горестные картины того, как человек перестаёт ценить культурное наследие свое страны. Так, однажды вместе с замечательным реставратором Н.И.Ивановым автор побывал на Бородинском поле, где они оба почтили память героев прошлого. Трудно вообразить, что именно там, на поле нашей славы, произошло поругание народной святыни: был взорван памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали прекрасное чувство – благодарность потомков защитникам России. Д.С.Лихачёв родился в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов. Недалеко от города стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать бы его, так нет – снесли! Теперь на этом месте пусто, и в душе пусто, ведь утрата памятника невосстановима. «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, к с уважения к людям. (130 слов)

Слайд 19

Подготовка к сжатому изложению, слайд 19
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях- близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

Слайд 20

Подготовка к сжатому изложению, слайд 20
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

Слайд 21

Подготовка к сжатому изложению, слайд 21
Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем от того, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем всех их, а вот они… Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем других, как раз и рождается непонимание. Может быть, стоит именно начать с себя, с того, чего нам самим не хватает? Может быть, в этом и состоит первый шаг к пониманию? Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, её поворотов, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно ещё и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. При таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.

Слайд 22

Подготовка к сжатому изложению, слайд 22
«Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого-то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. А может быть, потому и рождается непонимание, что каждый себя судит менее строго, чем других? Наверное, первый шаг к пониманию - это задуматься над тем, чего нам самим не хватает. Например, достаточно ли у нас воображения, которое нужно как раз для того, чтобы понять всё богатство и разнообразие жизни и души человека? Ведь без воображения нет образа окружающего мира. А без этого жизнь становится плоской, а люди – схематичными. Но для понимания одного воображения мало. Нужно ещё внимание и сострадание к людям. Тогда возможно понимание, даже если у людей разные взгляды». (116 слов)

Слайд 23

Подготовка к сжатому изложению, слайд 23

Слайд 24

Подготовка к сжатому изложению, слайд 24
Гальвани, который известен нам своими опытами с электрическим током и лягушечьей лапкой, в свое время был поднят Французской академией наук на смех. Позже ученые собратья не приняли в члены академии Дарвина и осмеяли изобретение Эдисона. Затем так же были не поняты Дженнер, предложивший прививку против оспы, изобретатели парохода, паровоза, автомобиля… Их высмеивали, травили, поносили. Выписки из этой грустной коллекции можно делать до бесконечности. К сожалению, ситуация, когда большинство считает, что оно право, а кто-то один не прав, случается нередко и в наши дни. (83 слова)

Слайд 25

Подготовка к сжатому изложению, слайд 25

Слайд 26

Подготовка к сжатому изложению, слайд 26

Книга не для чтения На протяжении многих тысячелетий человечество стремится к совершенству во всем. Сначала человек взял в руки камень, потом оборудовал его палкой: получился топор. Мы придумываем велосипед, но, устав крутить педали, изобретаем двигатель. Эта тенденция остается актуальной и по сей день. Как ни странно, под каток технического прогресса попала та сфера деятельности человека, чья консервативность форм не подвергалась никакому сомнению _ литература. Создание такого жанра, как «аудиокнига» переиначивает само понятие «книга» в восприятии человека, потому как это «ноу-хау» человеческой мысли отменяет чтение как процесс. Отношения человека и аудиокниги строятся на ином типе восприятия – прослушивании. В двадцать первом веке действие опережает время и оперативность становится важнее качества, а каждая свободная минутка бесценна. Конечно, удобно вставить в ухо наушник, включить роман Дарьи Донцовой и одновременно заниматься чем-либо еще, совмещая несколько дел. Однако при этом теряется главное – смысл чтения. Настоящая книга «разговаривает» лишь с одним и раскрывает свои тайны лишь одному читателю, делает писателя и читателя собеседниками. Полная поглощенность чтением переносит отношения между текстом и читателем в ранг чего-то личного, сокровенного, делает автора и нас собеседниками. Кроме того, пусть у аудиокниги есть практичность аудиоформата, но настоящая книга – это еще и произведение типографского искусства, все в ней: и яркая обложка, и оригинальные иллюстрации – приносит эстетическое удовольствие. Во время прослушивания вы можете ненароком отвлечься, и механический голос диктора станет лишь фоном для выполнения других дел. В этом случае не может быть и речи о каком-то обстоятельном и серьезном «разговоре» тет-а-тет. Если задуматься о месте аудиокниги в современной системе ценностей, понимаешь, что, собственно, к литературе она имеет лишь косвенное отношение. Ее следовало бы отнести к театральной или радиопостановке, где тщательный подбор дикторского голоса, актерское мастерство и качественная режиссура могут сделать аудиокнигу настоящим шедевром. И это еще раз подчеркивает несхожесть и самобытность аудиокниги в сравнении с обычным печатным изданием. Аудиокнига – совсем молодой жанр и пока он находится в стадии становления, поэтому рассуждения о праве на жизнь в какой-то степени бессмысленны и бесперспективны. Во что выльется соревнование старой и новой форм – в безмятежное параллельное существование или столкновение в конкурентных точках – время покажет. (И.Шпак)

Слайд 27

Подготовка к сжатому изложению, слайд 27
Остаемся. Куда же нам деваться? (1) Всех нас, таких разных, объединяет лишь одно: мы – телезрители. (2) И каждый день припадаем к «ящику», обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня. (3) Вам, как и мне, судя по вашим письмам в редакцию, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа. (4) Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других, когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового. (5) Как доверять важнейшему из искусств потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно? (6) Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах ( такова жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети. (7) Вам, как и мне, неприятно, когда с экрана говорят пошлости и даже матерятся. (8) Неприятно, когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров настоящей культуры. (8) Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают за так деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего любит). (9) Вас, как и меня, раздражает реклама и «магазины на диване», чей товар доступен немногим. (10) Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль». (11) Одним словом, всем нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все. (12) В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране. (13) В рейтинге пристрастий многих телезрителей такие известные телепередачи, как «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Жди меня» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. (14) В рейтинге пристрастий, конечно, хорошее кино, наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит. (15) Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных , интересных , любимых программ наперечет. (16) И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей. (17) Но довольно брюзжаний. (18) «Оставайтесь с нами,» - как заклинание, повторяют изо дня в день телеведущие. (19) Остаемся. (20) Куда же нам деваться. (21) Ликуй, рейтинг, законодатель телевизионных мод!

Слайд 28

Подготовка к сжатому изложению, слайд 28
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.