Презентация - Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзииСеребряный век русской поэзии







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Серебряный век русской поэзии Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Рыжова И.С.

Слайд 2

Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний… Н. Бердяев

Слайд 3

Серебряный век Впервые употребил русский философ Николай Бердяев В свет выходит статья Николая Оцупа "Серебряный вею" русской поэзии» (1933), Вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе "Серебряного века"» (1962) понятие вошло в культурный обиход окончательно.

Слайд 4

Хронологические границы Серебряного века
Единого мнения нет - Начался в 10-е годы XX века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной»( Наум Коржавин). «Серебряный век робко начинался в девяностых годах (XIX века)... 1915 — высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его» (Ефим Григорьевич Эткинд ). - «…исходная граница Серебряного века... более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий», но «все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. - Никакого Серебряного века после этого не было... В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась» (Татьяна Бек, Вадим Кревд).

Слайд 5

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Слайд 6

Исторические события
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894 г. – начало царствования Николая II. 1904-1905 гг. – русско-японская война. 1905-1907 гг. – первая русская революция. 1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина. 1914 г. – начало Первой мировой войны. 1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Слайд 7

Декадентство Модернизм (лат. decadentia — упадок) — явление (фр. moderne — новейший, современный) - в культуре конца XIX — начала XX веков, художественно-эстетическая система, отмеченное отказом от гражданственности, в начале XX века, воплотившаяся в системе погружением в сферу индивидуальных относительно самостоятельных переживаний. художественных направлений и течений характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско - эпатирующим мировосприятием преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций
Литературный направления

Слайд 8

Михаил Врубель «Демон поверженный» 1902 г.

Слайд 9

В.Борисов — Мусатов. «Призраки» 1903 г.

Слайд 10

К.Петров-Водкин. « Купание красного коня»1912 г.

Слайд 11

К.С. Петров-Водкин. «Петроградская мадонна». 1918.

Слайд 12

Символизм (от греч. symbolon — условный знак) Акмеизм Футуризм литературное течение, противостоящее (лат. futurum — символизму и возникшее в начале XX века в будущее) России. Акмеисты провозглашали материальность, Их интересовало предметность тематики и образов, точность слова. Не столько содержание, сколько форма стихосложения.
Литературные течения

Слайд 13

Литературные течения
Основные положения символизм акмеизм футуризм 1. Время основания 2. Манифесты 3. Представители 4. Характерные черты направления

Слайд 14

Старшие символисты младшие символисты (младосимволисты) Московский символизм А.Блок, А. Белый, В.Иванов В.Брюсов, К.Бальмонт Петербургский символизм Д.С. Мережковский З.Гиппиус
Символитсты

Слайд 15

1893 г. Статья Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Причина кризиса-одержимость идей общественного служения литературы. Три основных элемента «нового искусства» - мистическое содержание -символизация -расширение художественной впечатлительности 1904 г. Статья В. Брюсова «Ключи тайны» - Литература по воздействию должна быть приближена к музыке. - Поэзия-выражение души поэта, тайн человеческого духа.
Манифесты символистов

Слайд 16

Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не «высокую реальность» В.Соловьев. Искусство- это не изображение реальности, а «постижение мира иными, не рассудочными путями ( В.Я. Брюсов)- через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее.
Особенность мировосприятия

Слайд 17

«Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч.Иванов) «Символ-окно в бесконечность» (Ф.Сологуб) Передает объективную суть чвления, а индивидуальное представление поэта о мире. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов)
Символ

Слайд 18

Тематика произведений: Отрицание действительности (мир-зверинец, тюрьма, келья); Жизнь-сон, игра теней; Самообожествление Метание человека от мрака к свету (мотив качелей); Вечная женственность, Душа мира.
Старшие символисты Тематика произведений

Слайд 19

1.Знаковое наполнение обыденных слов (символ) 2. Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной красоты. 3.Глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности. 4.Антитеза двух миров: нетленного и реального. 5.Важна музыка слова. 6.Насыщенная цветовая символика. 7.Усложненный метафорический язык. 8. Возрождение рондо, сонета, терцины.
Характерные черты символизма

Слайд 20

ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. В.Я.Брюсов

Слайд 21

Акмеизм (адаизм)
Манифесты 1913г. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизма» Статья С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» Статья О. Мандельштама « Утро акмеизма»

Слайд 22

Представители

Слайд 23

Особенности мировосприятия
-Мир материален, предметен, нужно искать в мире ценности и запечатлеть их при помощи точных и понятных образов. - Любовь-земное чувство, а не прозрение других миров

Слайд 24

Характерные черты
1. Предметность и четкость образов («прекрасная ясность») 2. Отточенность деталей, создающих конкретную картину 3. «Не зыбкость слова», а слова «с более устойчивым содержанием» 4. Обращение к человеку, к подлинности его чувств. 5. Прошлое –основа произведений (образы из мифов, русской истории). 6.Жанр мадригал (небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.)

Слайд 25

Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". Анна Ахматова

Слайд 26

Футуризм
Представители «Гилея»- кубофутуристы В.Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых «Ассоция эгофутуристов»- И. Северянин, И.Игнатьев «Мезонин поэзии»- В.Шершеневич, Р.Ивнев «Центрифуга»- С.Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак

Слайд 27

Манифесты
1912 г. «Пощечина общественному вкусу» - Отвергают литературную традицию - Создают искусство заново (слово-новшество). - «Мы отрицаем правописание» - « Мы расшатали синтаксис» - «Нами уничтожены знаки препинания» - «Мы новые люди, новой жизни» Давид Бурлюк «Лошадь-молния»

Слайд 28

Мировосприятие
-Мир будущего («будетляне») -Воспевание технологического прогресса, индустриализации города. -Преклонение перед действием, движением, скоростью, силой, агрессией. -Поэт-творец мира, языка. К. Малевич Д. Бурлюк. «Головы»

Слайд 29

Художественная система
- культ техники, индустриальных городов; - эксперименты со структурой языка - магический смысл звуков - конструирование новых слов - слова превращались в визуальные знаки

Слайд 30

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй - пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Велимир Хлебников

Слайд 31

Дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз А.Крученых