Презентация - Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова

Образ Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. ЛермонтоваОбраз Печорина в романе М.Ю. Лермонтова







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Образ Печорина в романе М.Ю.Лермонтова

Слайд 2

ПЕЧОРИН. Рисунок П. Боклевского

Слайд 3

Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен.

Слайд 4

В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?"

Слайд 5

Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав.

Слайд 6

Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера.

Слайд 7

В повести "Тамань" Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. "Максим Максимыч" - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действий наиболее ярко раскрываются в главе "Княжна Мери".

Слайд 8

У этих «повестей» есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, и той, в которую попадает.

Слайд 9

Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет.

Слайд 10

 Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но его дела мелки, а цели случайны и незначительны.

Слайд 11

Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее ярко она проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры.

Слайд 12

Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы".

Слайд 13

Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.

Слайд 14

Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего времени" актуален и сейчас.

Слайд 15

Печорин и княжна Мери. Иллюстрация В.Серова к роману «Герой нашего времени»

Слайд 16

Дуэль Печорина с Грушницким"

Слайд 17

Печорин и княжна Мери. Рисунок карандашом Лермонтова, 1840-1841