Презентация - Массовая культура

Массовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культураМассовая культура







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Массовая культура.

Слайд 2

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ
Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую. Деление культуры на элитарную и народную утвердилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-классовым расслоением общества.

Слайд 3

Народная культура
ценности не только «потребляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk – народ, lore – знания, мудрость). Наряду с устным народным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хореография (танец), песенное творчество (лирические песни, романсы, баллады, частушки), кукольный театр, а также прикладное искусство (вышивка, игрушка и др.). Народная культура всегда несет на себе своеобразие породившего ее народа, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Слайд 4

Слайд 5

Элитарная культура
 получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки восприятие элитарной культуры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хорошего вкуса. Исследователями замечено, что высокое искусство предполагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформление тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

Слайд 6

Слайд 7

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»
Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв. Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг – социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т.д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Слайд 8

Массовое общество, как отметили многие исследователи, породило его типичного представителя – «человека массы», главного потребителя массовой культуры. В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителями устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества – со средним классом. Понимая, что они не элита общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «общество массового среднего класса».

Слайд 9

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену единообразию и унификации приходит подчеркивание особенностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи приходит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Слайд 10

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
«Массовая культура» - культурные продукты, а также система их распространения и создания. Произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы (беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбастеры, плакаты и т. п.), образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.

Слайд 11

Основные особенности:
Общедоступность. Занимательность Серийность, тиражируемость Пассивное восприятие Коммерческий характер

Слайд 12

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознаменовался созданием сети Интернет.

Слайд 13

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Работая с пунктом 6 § 35, заполните таблицу «Массовая культура: “за”и“против”».

Слайд 14

«За» «Против»
1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма. 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение. 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность. 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности

Слайд 15

Ответьте на вопросы:
- Какими еще чертами характеризуется массовое общество? Кто из исследователей занимался изучением этой проблемы? - Почему, по мнению многих исследователей, массовая культура имеет наркотический характер? - Почему некоторые исследователи считают, что массовая культура «проста как мычание» и «сноподобна»?