Презентация - Урок по творчеству Есенина

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Урок по творчеству Есенина
Распечатать
  • Уникальность: 86%
  • Слайдов: 48
  • Просмотров: 5744
  • Скачиваний: 2888
  • Размер: 4.64 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Урок по творчеству Есенина, слайд 1
by LexisVerhov
Тест по творчеству
Литературный диктант по биографии
Биография
Тема, Цели, Эпиграфы
Словарик
Творчество
Авторы
Практикум по поэзии
Автобиография
Домашнее задание
С.А.Есенин (даты)

Слайд 2

Урок по творчеству Есенина, слайд 2
Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)
Перейти к меню

Слайд 3

Урок по творчеству Есенина, слайд 3
Тема: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Цели: - познакомить учащихся с жизнью и трагической судьбой поэта; - показать эпоху, формировавшую эстетические идеалы поэта; - раскрыть красоту, иксренность чувств поэта; - показать волшебство есенинской поэзии, раскрыть основные ее темы; - дать учащимся возможность высказать свое мнение о поэзии Есенина; - приобщить учащихся к миру искусства; - развивать образное мышление; - развивать монологическую речь, прививать умение сжато и логично излагать мысли, используя стихотворный текст; - воспитывать этические чувства; - воспитывать любовь к поэзии.
Перейти к меню
Как жизнь забывчива, Как памятлива смерть. А. Ахматова Жалко то, что нет уже тебя И твоего соперника – горлана. Я вам двоим, конечно, не судья, Но все-таки ушли вы слишком рано. Е.Евтушенко
Обучающие
Развивающие
Воспита- тельные

Слайд 4

Урок по творчеству Есенина, слайд 4
Биография
Детство. Юность Родился 21 сентября 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное начальное земское училище (1904 - 1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе (1909-1912), из которой вышел "учителем школы грамоты". Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении народного университета Шанявского (1913-1914).
С.А. Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912 год.
С.А. Есенин. 1913? год.

Слайд 5

Урок по творчеству Есенина, слайд 5
Биография
Литературный дебют. Успех С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год.
С.А. Есенин и С.М. Городецкий. 1915 год.

Слайд 6

Урок по творчеству Есенина, слайд 6
Биография
Служба в армии В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Импера-трицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клю-евым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах "Общества возрождения художе-ственной Руси" при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москву к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.
Служба в армии. 1916г.

Слайд 7

Урок по творчеству Есенина, слайд 7
Биография
"Радуница" (33 стихотворения) Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнару-жившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредствен-ность и природный вкус автора. В стихах "Радуницы" и последующих сборников ("Голубень", "Преобра-жение", "Сельский часослов", все 1918, и др.) складывается особый есенинский "антропоморфизм": животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна - становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта ("Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья").
С.А. Есенин. 1914 год.
С.А. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистенском бульваре в Москве. 1925 год.

Слайд 8

Урок по творчеству Есенина, слайд 8
Биография
Революция Пролетарскую революцию 1917г. «принимал по-своему, с крестьян-ским уклоном», - напишет позже Есенин. В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчув-ствием "преображения" жизни. Богоборческие настроения сочета-ются в них с библейской образностью для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин, воспевая новую действи-тельность и ее героев, пытался соответствовать времени ("Кантата", 1919). В более поздние годы им были написаны "Песнь о великом походе", 1924, "Капитан земли", 1925 и др. Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).
С.А. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистенском бульваре в Москве. 1925 год.

Слайд 9

Урок по творчеству Есенина, слайд 9
Биография
Имажинизм Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем "Стойла Пегаса" литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству, духовной первооснове художе-ственного образа (трактат "Ключи Марии", 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
С.А. Есенин. 1924 год.
С.А. Есенин. 1922 год.

Слайд 10

Урок по творчеству Есенина, слайд 10
Биография
"Москва кабацкая" В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).

Слайд 11

Урок по творчеству Есенина, слайд 11
Биография
Айседора Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 - август 1923). Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Поездка сопровождалась шумными скандалами, эпатирующи-ми выходками Айседоры и Есенина, обнажила их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвра-щении в Россию они расстались. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье…»
Сергей Есенин и Айседора Дункан

Слайд 12

Урок по творчеству Есенина, слайд 12
Биография
Стихи последних лет На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы« (15 сти-хотворений, появился после поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан), поэма "Анна Снегина" и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : "Русь Советская, "Русь уходящая". Наме-ченный еще в стихотворении "Сорокоуст" (1920) мотив состязания старого и нового ("красногривый жеребенок" и "на лапах чугунных поезд") получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя "каменное и стальное", Есенин все больше ощущает себя певцом "золотой бревенчатой избы", поэзия которого "здесь больше не нужна" (сборники "Русь Советская", "Страна Советская", оба 1925). Эмоциональной доми-нантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
С.А. Есенин. 1924 – 1925г.

Слайд 13

Урок по творчеству Есенина, слайд 13
Биография
Трагический финал Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвинения его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с Софьей Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергей Есенин умирает. Поэт похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Перейти к меню
Предсмертное стихотворение Сергея Есенина. Автограф

Слайд 14

Урок по творчеству Есенина, слайд 14
Автобиграфия
Перейти к меню
Есенин С.А. «О себе» (октябрь 1925г.) Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня научили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?...». «Стерва» у него было ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1.5 года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности. В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции. С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по- своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведения, - они в моих стихах.

Слайд 15

Урок по творчеству Есенина, слайд 15
Литературный диктант 1. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново в Рязанской губернии. 2. В 1904 г. поступил в начальное земское училище, а с 1909 по 1912 год учился в 3. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где работал и учился (1913-1914) на историко-философском отделении народного универститета Шалявского. 4. Первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 г., состоял из 33 стихотворений. 5. «Принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - писал С.Есенин о пролетарской революции 1917 г. 6. В 20-е годы творчество С.Есенина связано с новым направлением в поэзии – имажинизмом. 7. Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье » 8. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» появился в результате поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан (граница с Ираном). 9. На творчество С.Есенина сказали влияние встречи с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Софьей Толстой 10. С. Есенин умер 28 декабря 1925г. в гостинице енинграде
1. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново в Рязанской губернии. 2. В 1904 г. поступил в начальное земское училище, а с 1909 по 1912 год учился в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. 3. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где работал и учился (1913-1914) на историко-философском отделении народного универститета Шалявского. 4. Первый сборник стихов «Радуница» вышел в 1916 г., состоял из 33 стихотворений. 5. «Принимал по-своему, с крестьянским уклоном», - писал С.Есенин о пролетарской революции 1917 г. 6. В 20-е годы творчество С.Есенина связано с новым направлением в поэзии – имажинизмом. 7. Есенин был первым из советских писателей, посетивших США. Эта поездка помогла ему по-новому взглянуть на события последних лет в России: «Лицом к лицу… лица не увидать. Большое видится на расстоянье.» 8. Цикл стихотворений «Персидские мотивы» появился в результате поездки Есенина на Кавказ, в частности в Азербайджан (граница с Ираном). 9. На творчество С.Есенина сказали влияние встречи с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Софьей Толстой. 10. С. Есенин умер 28 декабря 1925г. в гостинице «Англетер».
Перейти к меню

Слайд 16

Урок по творчеству Есенина, слайд 16
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет… (самое первое, как помнит сам поэт, стихотворение)
В хате (1914) Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц… От пугливой шумоты Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Слайд 17

Урок по творчеству Есенина, слайд 17
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". 1914 г.

Слайд 18

Урок по творчеству Есенина, слайд 18
Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. Зерна глаз твоих осыпались, завяли, Имя тонкое растаяло, как звук, Но остался в складках смятой шали Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапкой рот, Говор кроткий о тебе я слышу Водяных поющих с ветром сот. Пусть порой мне шепчет синий вечер, Что была ты песня и мечта, Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи - К светлой тайне приложил уста. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. 1916 г.

Слайд 19

Урок по творчеству Есенина, слайд 19
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров... И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. 1916 г.
Исполнитель: Петр Мелентьев

Слайд 20

Урок по творчеству Есенина, слайд 20
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 1921 г.
Исполнитель: ВИА «Орэра»

Слайд 21

Урок по творчеству Есенина, слайд 21
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. 1924 г.
Исполнитель: Иосиф Кобзон

Слайд 22

Урок по творчеству Есенина, слайд 22
Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин, - Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес... Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось. Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Добольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес. 1925 г.
Перейти к меню

Слайд 23

Урок по творчеству Есенина, слайд 23
Практикум по поэзии Есенина
Литератор К. Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».
- Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, «словно живое существо»? Обоснуйте свое мнение обращением к таким стихам, как «Поет зима – аукает…», «Выткался на озере…», «Сыплет черемуха снегом…».
- Как вы понимаете мысль К.Л.Зелинского о том, что природа в стихах поэта «показана не созерцательно, а в действии»? Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.

Слайд 24

Урок по творчеству Есенина, слайд 24
Практикум по поэзии Есенина
Литературовед И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового сопровождения…»
- Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах?
- Какие приемы звуковой выразительности встречаются, например, в стихотворении «Поет зима – аукает…»? Как вы думаете, соответствует ли звуковой рисунок стихотворения названию «Воробышки», под которым оно было опубликовано впервые в 1914 г. ?

Слайд 25

Урок по творчеству Есенина, слайд 25
Практикум по поэзии Есенина
Исследователь А.А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым».
- Согласны ли вы с тем, что известные вам ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами.
- Как вы считаете, о каком восприятии природы, каком отношении к ней свидетельствуют особенности стиха, отмеченные литературоведом?

Слайд 26

Урок по творчеству Есенина, слайд 26
Практикум по поэзии Есенина
К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».
- Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «Движется перед нами, как большой обжитой мир»?
- Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства вы встречали в ранних стихах поэта?
- Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни» ?
- Прав ли исследователь, утверждая, что в родной природе все «мило поэту»? Разве нет того, что вызывает его неприятие?

Слайд 27

Урок по творчеству Есенина, слайд 27
Практикум по поэзии Есенина
Литературовед Н.В. Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком».
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто пейзажными? Почему?
- Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается?

Слайд 28

Урок по творчеству Есенина, слайд 28
Практикум по поэзии Есенина
А.А. Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней поэзии Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья».
- Согласны ли в с тем, что в ранних стихах Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное»? Если да, то в чем вы это заметили?
В каких стихах Есенина, по вашему мнению, «сквозит», «брезжит», «присутствует» «тайна краткости, конечности человеческой жизни»?
Согласны ли вы с тем, что даже в «радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль», которая «обостряет восприятие красоты жизни»? Разве может боль помогать восприятию красоты?

Слайд 29

Урок по творчеству Есенина, слайд 29
Практикум по поэзии Есенина
Критик Г. Лелевич писал в 1924 г.: «Не в том дело, что Есенин в первых книгах сознательно защищал интересы кулаков, а в том, что так воспринимать мир могли только кулаки. Разве поэт, связанный с середняцкими и бедняцкими массами, мог совершенно пройти в своих стихах мимо страданий предреволюционнной деревни, мимо гнета и унижений, мимо безземелья и нужны? Лишь изредка звучит в первых стихах Есенина смутная тоска, слышатся неопределенные порывы. Но это тоска не об общественных бедствиях, порывы эти не к борьбе за свободу, а к простому молодому озорству сытого кулацого сынка».
- Вы заметили в ранней поэзии Есенина «смутную тоску» и «неопределенные порывы»? Если да, то с чем эти порывы связаны? Может быть, с тем, о чем писал Лелевич?
- Производит ли ранняя лирика Есенина впечатление, что он «сознательно защищал интересы кулаков» (как их понимает Лелевич), что сам поэт – «сытый кулацкий сынок» (опять же в понятии Лелевича)? Если да, то в чем вы это увидели?

Слайд 30

Урок по творчеству Есенина, слайд 30
Практикум по поэзии Есенина
Максим Горький писал: «…драма Сергея Есенина в высокой степени характерна… Это драма деревенского парня, романтика и лирика, влюбленного в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы. Он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви к примитивной жизни, рассказать о простой ее красоте».
- Какие стихи Есенина, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
- Согласны ли вы с тем, что в стихах Есенина жизнь деревни и природы предстает как «примитивная жизнь», как «простая красота»? Если да, то в чем ее «примитивность» и «простота»?

Слайд 31

Урок по творчеству Есенина, слайд 31
Практикум по поэзии Есенина
Критик А.Дерман писал в июле 1918 г. о книге «Голубень»: «Книжка стихов Есенина читается со смешанным чувством радости, досады и страха. Радости за его свежий, играющий талант, досады – за то, что этот талант портит, и страха перед мыслью – устоит ли этот талант в борьбе с разрушительными силами. Есенин – поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринуждненно».
- Какие богатства «народного языка и народных поэтических образов» вы встречали в лирике Сергея Есенина? Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии образные средства, заимствованные из устного народного творчества?
- Не напоминают ли вам стихи Сергея Есенина своеобразные переработки народных песен, сказок, частушек и т.п.? Если да, то какими чертами?
Перейти к меню

Слайд 32

Урок по творчеству Есенина, слайд 32
Тест 1
Философская лирика
Любовная лирика
Пейзажная лирика
Каковы основные мотивы ранней лирики С.А.Есенина?
Творчество А.С.Есенина
Тема крестьянской России

Слайд 33

Урок по творчеству Есенина, слайд 33
Тест 2
Присутствие евангельских образов
Философичность
Бесконфликтность
Наличие диалектизмов
Каковы особенности ранней лирики Есенина?
Социальная проблематика
Метафоричность

Слайд 34

Урок по творчеству Есенина, слайд 34
Тест 3
Матери
Женщине
Животным
Родине
Слова Есенина «Моя лирика жива одной большой любовью». Это – любовь к:

Слайд 35

Урок по творчеству Есенина, слайд 35
Тест 4
Свободолюбивая лирика
Мотив одиночества
Предназначение поэта и поэзии
Мотив дороги, изгнанничества
Какой Традиционный мотив русской классической лирики часто появляется в стихах С.А,Есенина?

Слайд 36

Урок по творчеству Есенина, слайд 36
Тест 5
Эпитет
Сравнение
Метафорическое сравнение
Метафора
Определите худ. средство выразительности, которое Есенин использовал для создания образа природы:
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

Слайд 37

Урок по творчеству Есенина, слайд 37
Тест 6
Березой, рощей
Кленом
Черемухой
Дубом
Образ автора в поэзии Есенина чаще всего соотносится с:

Слайд 38

Урок по творчеству Есенина, слайд 38
Тест 7
Символ судьбы
Символ краткости земной жизни
Символ покоя
Символ недостижимости гармонии
Какие ключевые образы использовал С.А.Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая»? Каков символический смысл этих образов (роща, дом, странник, журавли)?

Слайд 39

Урок по творчеству Есенина, слайд 39
Тест 8
Фантазия поэта
Значение отсвета утренней зори
Реальный цвет
Символ радостных ожиданий, света, юности
Какое значение имеет эпитет «розовый» («проскакал на розовом коне») в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» ?

Слайд 40

Урок по творчеству Есенина, слайд 40
Тест 9
Аллегория
Аллитерация
Метонимия
Метафора
Определите название художественного приема, используемого в строфе стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» «Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь..»
Повтор

Слайд 41

Урок по творчеству Есенина, слайд 41
Тест 10
Восклицательные предложения
Анафора
Инверсия
Повтор
В строках «Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных» основной синтаксический прием:

Слайд 42

Урок по творчеству Есенина, слайд 42
Тест 11
Сопоставление двух образов лирических героев
Сопоставление явлений природы
Сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни
Распространенный вид параллелизма, роднящий Есенина с народным творчеством:

Слайд 43

Урок по творчеству Есенина, слайд 43
Тест 12
Хореем
Ямбом
Амфибрахием
Стихотворение «Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты» написано:
Перейти к меню

Слайд 44

Урок по творчеству Есенина, слайд 44
Домашнее задание
Дать письменный ответ: Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» Или Сравнить стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…» и Пушкина «Вновь я посетил…»
Выучить стихотворение Есенина наизусть (по выбору)

Слайд 45

Урок по творчеству Есенина, слайд 45
Имажинизм
(фр. образ) – в поэзии начала 20в. – формалистическое течение, сто-ронники которого придавали самодовлеющее значение сло-весному образу, как правило – вычурному, осложненному. (Локшина С.М. Краткий словарь ин. слов. М. «Русский язык» 1988) назад
Радуница
Религиозный праздник, день поминовения усопших. Обычно отмечается на 2й неделе после Пасхи, во вторник, соединяет христианскую и языческую традиции. Радуница посвящается покровителям рада и знаменует победу жизни над смертью, единство предков и потомков. назад
Перейти к меню

Слайд 46

Урок по творчеству Есенина, слайд 46
Идеализм
(фр. – первообраз) – философское направление, которое в противоположность Материализму и вопреки данным науки и практики считает идею, сознание, дух первичным, а природу, бытие, материю вторичным. (Локшина С.М. Краткий словарь ин. слов. М. «Русский язык» 1988)
Утопия
(гр. место, которого нет) – фантазия, мечта, не основанная на научном изучении закономерностей развития общества, не имеющая реальных оснований для осуществления. (Локшина С.М. Краткий словарь ин. слов. М. «Русский язык» 1988)
Перейти к меню

Слайд 47

Урок по творчеству Есенина, слайд 47
Антропоморфизм
(гр. человек + вид, форма) – 1) донаучное представле-ние, будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойства-ми – мыслями, чувствами, волей; 2) свойственное многим религиям представления пожества в человеческом образе. (Локшина С.М. Краткий словарь ин. слов. М. «Русский язык» 1988) назад
Перейти к меню

Слайд 48

Урок по творчеству Есенина, слайд 48
Над проектом работали: учитель русского языка и литературы Донецкого лицея «Коллеж», учитель высшей категории Горбаченко Ирина Ивановна ученик 11-Б класса Донецкого лицея «Коллеж» Верховых Алексей Сергеевич
Перейти к меню
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.