Презентация - Петербург Достоевского

Петербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург ДостоевскогоПетербург Достоевского







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Петербург Достоевского
(по роману «Преступление и наказание»)
Дидактический материал к уроку литературы в 10 классе
Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна

Слайд 2

рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; помочь не только увидеть Петербург Достоевского, его скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались его герои; подвести к осмыслению основного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Цель урока:

Слайд 3

Во 2-й половине XIX века было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы» (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, доходные дома, ночлежки…
Два лица Петербурга

Слайд 4

Два лица Петербурга

Слайд 5

Когда Ф.М.Достоевский писал роман «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его автор, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.
Достоевский и Петербург

Слайд 6

У Достоевского Петербург — это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего». Это город, в котором нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности. Это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи. Город-убийца порождает людей-убийц.
Достоевский и Петербург

Слайд 7

Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский воссоздаёт в романе «Преступление и наказание» точную топографию тех мест, где происходят события. Это прежде всего Сенная площадь и все близлежащие переулки.

Слайд 8

Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский точно передаёт «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы Алёны Ивановны, Сони Мармеладовой, следователя Порфирия Петровича и др.

Слайд 9

Топография романа Достоевского
Ф.М.Достоевский называет набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и дворы-колодцы, распивочные и трактиры - и никаких художественных описаний красоты городского пейзажа. И лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
М.Воробьев Исаакиевский собор

Слайд 10

Дома Петербурга
Квартиры и каморки, в которых живут герои Достоевского, поражают нищетой и уродством.
Д.Шмаринов
Каморка Раскольникова находится под самой кровлей пятиэтажного дома и походит «более на шкаф, чем на квартиру». Мармеладов со своей семьёй живёт в проходной комнате, в которой находится «всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый». Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай», её обстановка включает кровать, стол, три стула и комод.

Слайд 11

Дома Петербурга
Ещё менее привлекательно выглядят трактиры и распивочные, куда иногда заходят герои романа: тёмные, грязные углы, липкие столики, духота, вонь…

Слайд 12

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!», «Воздуху пропустить свежего!»
Городской пейзаж

Слайд 13

Человек задыхается в городе «под тяжёлым петербургским небом». Так же тяжело маленькому человеку и в комнатах, где он живет. В душных и тёмных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжёлые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его человеконенавистнической теорией.
Городской пейзаж

Слайд 14

Душа Петербурга = Душа Раскольникова
царственная Нева золотой Исаакий «великолепная панорама»
Сенная площадь закоулки беднота мерзость безобразие
двойственность (величие и холод)
мечтатель, романтик, красивый, гордый, благородная и сильная личность
мысль об убийстве
Городской пейзаж

Слайд 15

Жители Петербурга
Герои Достоевского относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, девицы, живущие по «жёлтому билету», дворники, разносчики, прачки, извозчики, и просто нищие.

Слайд 16

Цвет Петербурга
Чаще всего в романе Достоевского фигурирует жёлтый цвет:
обои в комнате Раскольникова, мебель в квартире старухи-процентщицы, вода в стакане у Никодима Фомича, «билет» Сони Мармеладовой, цвет лица утопленницы
В.Перов «Утопленница»
Этот «сумасшедший» жёлтый цвет невольно ассоциируется с состоянием героя, у которого всё происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии»

Слайд 17

Роль Петербурга в романе
Петербург р романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - это не только фон, на котором происходят действия, но и его «душа»
И.С. Глазунов Достоевский

Слайд 18

Петербург Достоевского
Великолепные дворцы не могут заслонить нищих кварталов, где ежедневно совершаются людские трагедии: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно... сбываются под тяжелым петербургским небом».     Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Достоевского».

Слайд 19

НЕПРАВИЛЬНО
Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель:
Описание чьей комнаты представлено следующим образом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…»
Действие романа происходит:
НЕПРАВИЛЬНО
ПРАВИЛЬНО
осенью
весной
Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского:
Проверь себя
НЕПРАВИЛЬНО
Невский проспект
ПРАВИЛЬНО
Сенная площадь
НЕПРАВИЛЬНО
Васильевский остров
НЕПРАВИЛЬНО
Разумихина
НЕПРАВИЛЬНО
Мармеладова
ПРАВИЛЬНО
Раскольникова
летом
ПРАВИЛЬНО
жёлтый
НЕПРАВИЛЬНО
серый
НЕПРАВИЛЬНО
чёрный

Слайд 20

Какое место в Петербурге чаще всего упоминает писатель: СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ
Описание чьей комнаты представлено следующим образом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями…» РАСКОЛЬНИКОВА
Действие романа происходит: ЛЕТОМ
Какой цвет преобладает на страницах романа Достоевского: ЖЁЛТЫЙ
Проверь себя

Слайд 21

Использованные ресурсы:
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007. Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009. Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011. И.Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/ Д.Шмаринов. Иллюстрации к творчеству Ф.М. Достоевского: http://www.museum.ru/ Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского ППреступление и наказание» : http://dostoevsk.narod.ru/crime3.html Фото уличных торговцев и мастеровых Петербурга 1860-ых: http://telesyk.livejournal.com/
В оформлении фона использован материал: http://www.sennaya.com/images/Kazna7gravure.jpg