Презентация - Анализ стихотворения

Анализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворенияАнализ стихотворения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Анализ стихотворения
Усанова Н.Н., учитель русского языка и литературы, МКОУ « СОШ №13»

Слайд 2

План разбора стихотворения
Дата написания. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ведущая тема. Основная мысль. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. Внешнее впечатление и реакция на него. Преобладание общественных или личных интонаций. Структура стихотворения.

Слайд 3

Основные изобразительные средства
Метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

Слайд 4

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур
эпитет, повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Слайд 5

Основные особенности ритмики
Рифма(мужская, женская) и способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая). Строфика. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Слайд 6

План разбора стихотворения
1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения, когда написано, по какому поводу, кому посвящено. 3. Тема, идея, основная мысль, о чем стихотворение . Цитаты из текста, подтверждающие выводы. 4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. 1). Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов. 2). Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

Слайд 7

Художественные приёмы
Ямб U┴ Хорей ┴U Анапест UU┴ Амфибрахий U┴U Дактиль ┴UU Дольник ┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.
1.Ритм стиха, стихотворный размер:

Слайд 8

2.Перебои ритма
Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию: О как на склоне наших дней 8 слогов Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма  

Слайд 9

3.Рифмы,анафоры
Рифмы Смежная/парная/ААВВ Перекрёстная АВАВ Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов. Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Слайд 10

4.Переносы,звуковые повторы
Переносы. Значение переносимого слова подчёркивания, на нём делается смысловой акцент: Знали бы вы, Ближний и дальний, Как головы Собственной жаль мне- Бога в орде! Степь, каземат- Рай – это где Не говорят!   Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина

Слайд 11

5.Композиция, лексика
Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическою - архаизмы, устаревшие слова неологизмы, слова, созданные автором / «громкокипящий кубок»/  Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора: - сам автор - рассказ от лица персонажа - автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.