Презентация - Временная и пространственная организация урока

Временная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урокаВременная и пространственная организация урока







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Временная и пространственная организация урока

Слайд 2

Основным результатом учебной деятельности в системе развивающего обучения является изменение личности самого ученика.

Слайд 3

Организация поля доски – особый психологически важный момент урока. (запись на доске на всех уроках должна вестись в строго регламентируемом порядке)

Слайд 4

На левом поле:
Ученики здесь в самом общем виде т.е в моделях, предельно кратко фиксируют имеющиеся у них знания об изучаемом предмете и формируют новую задачу. Это может быть своеобразное повторение, если в конце предыдущего урока уже намечено то новое, что сегодня нужно изучать.

Слайд 5

На центральной части:
Происходит вся работа детей по решению поставленной задачи. Тут отражаются варианты решения, результаты групповой задачи. Итогом урока должно стать получение нового знания.

Слайд 6

На правой :
Результат Проблема на завтра (для ее постановки дети с помощью учителя устанавливают, какие новые , неисследованные , но уже «проступившие» способы есть в предмете) Домашнее задание.

Слайд 7

Такое распределение записи на разных частях доски - фиксирует этапы деятельности и их содержание:
То, что сегодня уже известно о предмете изучения. Цель и план предметной деятельности. Сам ход работы. Основные ее результаты. Цель дальнейшего движения.

Слайд 8

Таким образом, деятельность выносится во внешний обозримый план.

Слайд 9

Подготовка и проведение урока в системе развивающего обучения.

Слайд 10

Направления работы:
Организационное Содержательное Деятельностное

Слайд 11

Организационное направление
Предполагает своевременное начало и окончание урока, соблюдение его этапов, готовность учителя и детей к уроку, распределение времени в соответствии с эмоциональным состоянием младших школьников, соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Слайд 12

Содержательное направление
Определить место данного урока в системе уроков, исходя из этапа решения учебной задачи; определить тип урока и его структуру; установить и простроить внутрипредметные и межпредметные связи; проанализировать предполагаемый прирост учащихся в освоении предметного содержания, в овладении учебными действиями и формами коллективно – распределенной деятельности.

Слайд 13

Деятельностное направление
Требует учета динамики овладения младшими школьниками компонентами учебной деятельности, предполагает организацию поисковой (квазииследовательской) деятельности учащихся.

Слайд 14

В работе учителя выделяется 4 этапа:
Осознание цели деятельности, задач и ориентировка в условиях ее протекания. Выработка плана действий в соответствии с результатами ориентировки. Реализация намеченного. Осуществление самоконтроля, т.е сопоставление результата с планом.

Слайд 15

1 этап. Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировка в условиях ее протекания. (Этот этап многоплавный, многокомпонентный. Он отражается в постановке содержательных вопросов, которые должны быть осознаны учащимися и обсуждены с ними.)

Слайд 16

Ориентировка в предметном содержании урока( в лингвистическом, математическом материале)
● Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в предмете? ● Что я об этом материале знаю? ● С какими другими математическими или лингвистическими понятиями связано изучаемое понятие (с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? ● Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения? ● В рамках какой учебной или учебно – практической задачи разрабатывается урок, какова его тема? ● Каково место урока в процессе решения учебной (учебно – практической) задачи? ● Каков тип урока (в соответствии с этапом решения учебной задачи)?

Слайд 17

Ориентировка в конкретных условиях обучения.
● Каковы положительные и отрицательные итоги предыдущего урока? ● Что учащиеся знают об этом понятии, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня? ● Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? ● На какие смежные знания и умения следует опереться в ходе работы? ● Какие учебные действия необходимо осуществить для освоения материала? ● Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия? ● Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока?

Слайд 18

Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.
● Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, отвечающие замыслу урока, целесообразно использовать?? ● Какой материал предложен в учебнике? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения? ● Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

Слайд 19

Результат осуществления данного этапа
● Актуализация собственных лингвистических, математических знаний в рамках изучаемой темы и знаний о методах и приемах;? ● Примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ.

Слайд 20

2 этап. Планирование действий в соответствии с результатами ориентировки.

Слайд 21

Определение цели урока.
● Какова цель урока, т.е каким должен быть его конечный результат? ● С каким понятием предстоит работать , какие его признаки помогут учащимся принять, осознать, открыть это понятие? ● Какие действия учащиеся должны освоить? Какое из формируемых учебных действий является основным для данного урока? ● Какие промежуточные задачи помогут достичь цели урока? ● Какова цель выполнения каждого задания (промежуточная цель урока)? ●Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний языка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему? ●Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока?

Слайд 22

Организация урока
●Какие знания и способы действий необходимо актуализировать у учащихся для реализации целей урока? В каком виде учащиеся должны представить эти способы ? ● Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность по принятию задачи? ● Как привести детей к пониманию того, что какого – то знания или умения им недостает? ● Как сделать, чтобы это знание или умение оказалось для них необходимым, чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть барьер? ● Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? Можно ли организовать работу так, чтобы дети сами «открыли» признак, закон, способ действия (если да, то как этого добиться; если нет – как поступить: отослать ли детей к учебнику, сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и.т.д)? ●Как достичь освоения детьми необходимых действий и осознанного овладения материалом??

Слайд 23

● Какой этап урока может вызвать трудности в реализации (у учителя или у учащихся)? Как можно преодолеть эти трудности в ходе урока? ● В каком виде должен быть представлен содержательный итог урока? ● Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать? ● Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока? ● Какое оборудование надо подготовить заранее? ●В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?

Слайд 24

Оценка плана урока
● Все ли лингвистически (математически) грамотно в плане урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления? ● Удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств? ● Получился ли урок целостным, завершенным? Ясна ли учителю логика движения мысли ученика и логика его действий? Понятна ли ребенку логика движения коллективной мысли? ● Удалось ли учителю отвести себе на уроке роль человека, активно участвующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будет ученикам на уроке?

Слайд 25

Результат осуществления данного этапа.
● Определение целей урока, промежуточных задач и их последовательности; ● Планирование основных видов деятельности детей на каждом этапе урока; ● Отбор средств и способов организации учащихся; ● Создание плана урока.

Слайд 26

3 этап. Реализация намеченного плана. (проведение урока)

Слайд 27

На этом этапе от учителя требуется ряд умений;
1. Организовывать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (от постановки учебной задачи до получения результата); грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей; 2. общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока; 3.Контралировать ход работы, сопоставляя замысел с его реализацией, и при необходимости вносить по ходу урока возможные коррективы.

Слайд 28

Учитель контролирует ход урока, обращая особое внимание на следующие моменты:
Создан ли положительный эмоциональный фон урока? Получается ли мотивировать учащихся на выполнение заданий? Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности в работе над каждым заданием? Насколько осознано действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)? Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания? На какие проспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др)?

Слайд 29

4 этап. Осуществление самоконтроля, т.е сопоставление результата с планом.

Слайд 30

Этап включает:
Ответ на вопрос о том, удалось ли реализовать замысел урока; Анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов; Внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

Слайд 31

Особенности открытого урока в развивающем обучении.

Слайд 32

Подготовительный этап, помимо разработки самого урока, включает работу с предполагаемыми гостями урока, в ходе которой их знакомят:
С принципами развивающего обучения; С зависимостью типа урока от учебного действия, которое формируется на данном уроке; Со структурой урока данного типа; С формами организации работы в соответствии с этапами урока; С логикой построения данного урока.

Слайд 33

Этап планирования урока
Каковы положительные и отрицательные итоги предыдущего урока? В рамках какой учебной или учебно – практической задачи разработан урок, его тема? Каково место этой темы в процессе решения учебной ( учебно – практической ) задачи? Какие учебные действия необходимо формировать на этом уроке, какое из них основное для данного урока? Какие цели (поисковые и исполнительские) в освоении учащимися содержания необходимо решить на нем? Какие цели мы ставим перед детьми в освоении форм деятельности? Какие профессиональные задачи возникают передо мной (учителем) в процессе планирования и проведения данного урока? Какие задания позволяют наиболее полно реализовать цели данного урока? В каком виде целесообразно представить эти задания детям?

Слайд 34

● Какова цель выполнения каждого задания (промежуточная цель урока)? ● Какие знания и способы действий необходимо актуализировать у учащихся для реализации целей урока? В каком виде учащиеся должны представить эти способы ? ● Какие межпредметные связи необходимо установить на этом уроке? ● Какова степень коллективной самостоятельности учащихся в ходе урока? ● Какой этап урока может вызвать трудности в реализации (у учителя или у учащихся)? Как можно преодолеть эти трудности? ● В каком виде должен быть представлен содержательный итог урока? ● Нужно ли представить итог в освоении учебного сотрудничества? В каком виде это сделать? ● Как должны выглядеть записи на доске и в тетрадях учащихся в конце урока? ● Какое оборудование надо подготовить заранее? ●В какой форме и какое домашнее задание целесообразно задать (формулирует учитель или дети; необходим ли выбор детьми вида и объема домашней работы; участие родителей в этой работе)?

Слайд 35

Этап проведения урока.
Создан ли положительный эмоциональный фон урока? Получается ли мотивировать учащихся на выполнение заданий? Удается ли предоставить детям необходимую степень самостоятельности в работе над каждым заданием? Насколько осознано действуют дети ( в случае необходимости делают запрос ко взрослому; задают вопросы друг другу; при необходимости разворачивают и обосновывают используемый способ действия, обращаются к модели)? Какие из детских догадок, вопросов, предположений нужно зафиксировать для дальнейшего коллективного продвижения в освоении содержания? На какие аспекты в организации учебного сотрудничества необходимо обратить внимание сейчас (использование норм учебного сотрудничества; особенности работы групп; характер межгруппового обсуждения и др)?

Слайд 36

Этап самоанализа учителем урока.
Получилось ли решить поставленные перед собой профессиональные задачи. Возникла ли в ходе урока незапланированная ситуация? Если да, то какова моя реакция? Каковы положительные и отрицательные итоги возникновения этой ситуации? Какие проблемы остались нерешенными (для учащихся и для себя)? В чем причина этой ситуации? Какие задачи в освоении содержания и форм деятельности нужно поставить пере собой на ближайших уроках, исходя из итогов данного урока?