Презентация - Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературыТехнология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Емвы
Районная педагогическая конференция «Путь к Мастерству» Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Мацюк Евдокия Алексеевна 2015

Слайд 2

Актуальность
Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение».

Слайд 3

Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Слайд 4

Слайд 5

Что такое смысловое чтение?
Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. 2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Слайд 6

Слайд 7

Виды чтения

Слайд 8

Несплошной текст
Задание : сформулируйте 3 задания: - на умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)   - на умение интегрировать и интерпретировать информацию (Когда был в Москве человек, купивший билет? )   - на умение осмыслить и оценить информацию (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)  

Слайд 9

Фазы прочтения текста
ПРЕДЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ ПОСТЧТЕНИЕ
это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла: -просмотр установление значений слов нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы воспроизведение и пересказ. извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста -упорядочивание -классификация -объяснение суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Слайд 10

1. Предчтение
11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!»
Формы работы
Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления.

Слайд 11

Вопросы к игре (мозговой штурм)
Задание: Чьи эти слова: «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…». «Все люди на земле лишние…» «Во что веришь, то и есть…» «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Христос всех жалел и нам велел». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…» 10. «Что такое правда? Человек – вот правда!» 11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» 12. «Все сказки». После проведения игры – выход на тему урока.          

Слайд 12

2) Поставь проблему. Предложи решение.
11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе». Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.

Слайд 13

2. Чтение
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
2. Чтение с вопросами  
Текстовая деятельность
4. Ментальная карта

Слайд 14

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель» Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту? На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».              

Слайд 15

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
 11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание: Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? (Горбун и любовное письмо???) «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?) Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)      

Слайд 16

Приём «Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 17

Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 18

Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 19

Осмысление (через ментальные карты)

Слайд 20

Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.  

Слайд 21

3.Постчтение
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. -синквейн кубик Блума (ромашка) Методика «Где ответ?»

Слайд 22

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 
Осмысление (через синквейн)

Слайд 23

1) Синквейн по рассказу «Голубая ель»
Синквейн ученицы 6 «а» класс Растегаевой Елены. 1.Дерево. 2. Изуродованное, мертвое. 3. Плачет, просит, умоляет. 4. У кого поднялась рука? 5. Жестокость.  

Слайд 24

2) Кубик Блума
На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «Объяс­ни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать во­прос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Слайд 25

3) 3) Чтение про себя с вопросами Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы.
«Тонкие» вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. 1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) 2.Что? 3. Когда? 4. Как звать ...? 5. Было ли ...?
«Толстые» вопросы
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если Что, если ... Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Слайд 26

4) Технология «Где ответ?»
Данная стратегия является одной из самых эффективных послетексто­вых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показы­вает необходимость поиска места нахождения ответа. Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.
соедини вместе Составь ответ (2)
соедини вместе Составь ответ (2)
соедини вместе Составь ответ (3)

Слайд 27

4) Технология «Где ответ?»
Выбор текста: Интересный Незнакомый Соответствующий возрасту Помощь родителей
Н.Агафонов «Равнодушие» ( рассказ о чайнике) Примерные вопросы для нахождения ответа в тексте: Кого можно назвать равнодушным в сказке? Как называет салатница чайник? Что означает выражение «сгорел на работе»? Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся? Кто же противопоставлен в сказке людям? К чему может привести равнодушие?

Слайд 28

Использованные ресурсы
Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013. http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html http://www.narva.ut.ee/sites/default//lusana.ru/files/nc/materjal.pdf Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru//lusana.ru/files/File/smetannikova(1).pdf Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 http://www.narva.ut.ee/sites/default//lusana.ru/files/nc/materjal.pdf http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 http://kabakin.ru/metod-intellekt-kart/    

Слайд 29

Спасибо за внимание!