Презентация - Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глаголаДеепричастие как особая форма глагола







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Деепричастие как особая форма глагола

Слайд 2

Цель урока: сформировать представление о деепричастии
Знать: 1)что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; 2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию
Уметь: 1) отличать деепричастие от причастия; 2) разграничивать основное и добавочное действие; 3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

Слайд 3

Рассказчик вспомнил что-то и замолчал. Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал. Рассказчик, вспомнив что-то, замолчал. В каком из предложений действия выступают как равноправные, а в каких выделяется главное и второстепенной действие?
Сравните предложения

Слайд 4

Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Деепричастие – особая форма глагола.
К истокам слова Прочитай сведения о толковании слова «деепричастие» В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Её мы тоже можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаём, что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется. А когда-то деепричастия были краткими причастиями, изменялись по падежам и были определениями. Со временем эти свойства утратились, деепричастия стали походить на наречия и полностью зависят от сказуемого. (Из книги В. А. Ивановой, З. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)
Меню

Слайд 8

Запомним определение Сравни свой вывод с правилом.
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, котрые ставятся к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав? Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь. Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись.
меню

Слайд 9

Тренировочные упражнения Задание 1
Определи, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркни глаголы и деепричастия с зависимыми от них словами как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйся алгоритмом рассуждения в рамке.
Внимание! Применяя данное выше определение, рассуждай так: Выглянув в окно, Петя увидел. – Петя увидел – выглянув; увидел – основное действие, а добавочное – выглянув, значит, выглянув – деепричастие.
меню

Слайд 10

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух. Н.В. Гоголь О каких основных действиях говорится в отрывке? Какими средствами языка Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
Прочитайте текст

Слайд 11

Текст
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.
текст

Слайд 12

Задание 2 Определи, какие действия совершают действующие лица (предметы)? Подчеркни глаголы, обозначающие основные действия, и деепричастия, обозначающие дополнительные действия, как члены предложения, рядом с деепричастиями запиши в скобках соответствующие глаголы по образцу 1-го предложения. 1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой. 2. Спускаясь (____________________) по тропинке, Димка вдруг остановился. 3. Он пополз, спотыкаясь (____________________) о разбросанные остатки кирпичей. 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (____________________) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)
меню

Слайд 13

Задание 2
1. Схватив (схватил) котелок, Димка помчался за водой. 2. Спускаясь (спускался) по тропинке, Димка вдруг остановился. 3. Он пополз, спотыкаясь (спотыкался) о разбросанные остатки кирпичей. 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь (перекатывалась) через мелкое каменистое дно. (А. Гайдар)
Проверь себя

Слайд 14

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.
Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. Товарищи заметили его беспокойство и ушли. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Слайд 15

Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. Герасим шел, не торопился, не отпуская Муму с веревки. Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки.

Слайд 16

Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивая друг с другом.

Слайд 17

Товарищи заметили его беспокойство и ушли. Товарищи, заметив его беспокойство, ушли.

Слайд 18

Оно бывает разного цвета: Чёрное, белое и фиолетовое. Ещё про него говорят, что солёное, Большое, бушующее или спокойное. А летом стремятся поближе к нему. Вы догадались, о чём говорю?
Море

Слайд 19

Николай Дубовский. Море.

Слайд 20

Работа с текстом
Картина «Море» вызывает восхищение, пор..жает своей красотой. Тиш..ной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лё..кий ветерок уже играет п..русами, надувает их и заст..вляет скользить по морской глади. Небо сл..вается с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Кричат чайки, носятся над бе..брежной водяной гладью. Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски.

Слайд 21

КЛЮЧ
Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. Небо,, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, чайки носятся над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам своё настроение, используя не звуки, а краски.

Слайд 22

Выборочно – распределительный диктант
Отражаясь в воде Скользя по глади Задумавшись о цвете Поверив настроению Надувая паруса Забежав вперед Сливаясь вдали Замерев от восторга Меняясь неуловимо Охватив взглядом
Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

Слайд 23

КЛЮЧ
Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
Задумавшись о цвете Отражаясь в воде
Поверив настроению Скользя по глади
Забежав вперед Надувая паруса
Замерев от восторга Сливаясь вдали
Охватив взглядом Меняясь неуловимо

Слайд 24

Принимаем участие в игре «Найди лишнее»
В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди его.
1. (Не) написав, (не) слушая, (не) домогая, (не) зная, (не) соглашаясь.
2. (Не) хотя, (не) взлюбив, (не) досыпая, (не) понимая, (не) навидя
3. (Не) читая, (не) люблю, (не) поднимаясь, (не) уезжая, (не) сказав.
4. (Не) скошено, (не) глядя, (не) спросив, (не) услышав, (не) умолкая
меню

Слайд 25

«Найди лишнее»
1. Недомогая 2. Не понимая 3. Не люблю 4. Не скошено
Проверь себя
Проверь себя

Слайд 26

Н.Н. Дубовский. Море.