Презентация - Храмы Селигерского края

Храмы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского краяХрамы Селигерского края







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ХРАМЫ СЕЛИГЕРСКОГО КРАЯ
Туристический маршрут
Житенный монастырь
Троицкий собор
Воскресенская церковь
Нилова Пустынь
Знаменский храм
Ширков погост
Зоркальцевой Анастасии 9 а класс.
Кравотынь

Слайд 2

Красой города Осташкова является наш Вознесенский или, как его чаще называют, Знаменский храм. Он расположен на берегу озера Селигер, на территории упраздненного в 1928 году Знаменского женского монастыря. История возникновения этого монастыря восходит ко времени царствования Великого Государя Алексея Михайловича. В то время, три благочестивые старицы - Екатерина, Марина и Параскева, к которым присоединились еще до 30-ти таких же стариц, задумали основать монастырь. Жители Осташкова, услышав о таком богоугодном намерении, изъявили готовность помогать старицам, нахо-дившимся к тому же в крайней бедности и живших на подаяния доброхотов. Воодушевленные поддержкой земляков, старицы испросили в 1673 году у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Питирима святительское благословение на основание монастыря, а также обратились к Великому Государю царю Алексею Михайловичу и получили позволение построить монастырь при водах Селигера, на месте называемом Старое Струговище, в расстоянии версты от Осташкова.
После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея.
За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы.
Знаменский храм.

Слайд 3

Ширков погост
Один из самых живописных уголков Тверской области можно обнаружить на северо-западе, между холмов Валдайской возвышенности. На четырёх озёрах Верхневолжья – Стерж, Вселуг, Пено и Волго – сохранился не только не тронутый временем пейзаж, но и уникальные архитектурные памятники разных эпох. Настоящей жемчужиной Валдая является древний Ширков погост, расположившийся на озере Вселуг. История основания населённого пункта оказалась забыта, известно лишь, что задолго до его возникновения на этом месте располагались разрозненные поселения и языческое капище. Также были  преданы времени имена искусных мастеров, создавших потрясающий памятник русского зодчества на погосте – деревянную ярусную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Этот храм был построен без единого гвоздя в 1694 году. Существует поверье, что он был возведён на месте более древнего храма, который возвышался здесь в честь победы Александра Невского над литовцами в 1245 году. . Церковь Рождества Иоанна Предтечи много раз достраивалась и ремонтировалась. Свои прямые функции культовое сооружение выполняло вплоть до конца XIX века, однако в начале XX возникла острая необходимость в храме большей площади. Сыграли свою роль несколько факторов – Ширков погост стал значительным православным центром на Валдае, а вокруг на многие километры не было церквей. Деревянный храм не только не отапливался, но и уже не мог вместить всех верующих.   
Именно поэтому местные жители решили построить просторную каменную церковь, объявив подушный сбор на её строительство. Необходимая сумма была собрана за 7 лет, и в 1912 году на Ширковом погосте вырос новый трёхпрестольный каменный храм в псевдорусском стиле. Главный престол был наречён во имя Рождества Иоанна Предтечи, южный – во имя Рождества Христова,  северный – во имя Богоявления. Его создателем был тверской губернский архитектор Фёдоров А.П. При этом старая деревянная церковь не была снесена – новое строение культа дополнило архитектурный ансамбль, органично вписываясь в общую панораму местности.

Слайд 4

Храм Введения Пресвятой Богородицы. Село Кравотынь
Кравотынь — одно из древних сел Осташковского района. Первое упоминание в летописи о селении Кравотынь относится к 1478 году. До конца XV века эти земли принадлежали новгородскому архиепископу, а с 1588 года — боярину Вельскому
Церковь Введения Пресвятой Богородицы (1792—1802 годы). Церковь стоит на берегу Селигера и обнесена каменной оградой.

Слайд 5

Воскресенский собор г. Осташкова.
В 1677 году начали строить Воскресенский собор, одно из самых больших и величественных сооружений в тот период в тверских землях: "...о пяти главах, покрытых железом. Приделы начаты строением вместе с церковью, именовались же , по правую сторону, во имя Рождества Предтечи Господня Иоанна, на левой же стороне, во имя Успения Пресвятой Богородицы, преподобного Иосифа Волоцкого... Колокольня при оной церкви по виду своему достопримечательная - каменная, осьмиугольная, гладкая, готической фигуры, островерхая, без крыши, а до самой главы сделанная из кирпича в трех ярусах по осьми в каждом на шпиле окнами и потому, когда в праздники бывает иллюминирование, привлекательный делают вид. Всех колоколов на ней 19; первые - 200 пудов; вторые - 170 и т. д. От размеренного подбора звон редкий. Колокольня сия не известно когда построена, по виду своему знаменует некую древность", - такое очень точное и яркое описание архитектуры самых древних сооружений Осташкова составил протоиерей Феодор Прусавецкий.
Воскресенский собор (1677-1689) - бесстолопный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный пятью главами; с востока - полукруглые  алтарные апсиды, с запада - двухстолпная трапезная, перекрытая сомкнутым сводом; с юга и севера - приделы. На протяжении трех столетий Воскресенский собор неоднократно перестраивался, менялись его размеры, внешний вид, интерьеры. В 1750-1758 годах Воскресенский собор был значительно расширен: с севера и юга были устроены большие приделы. Последняя значительная перестройка храма была произведена в 40-е годы XIX столетия, в результате чего собор утратил свои древнерусские формы архитектуры и приобрел новое - классическое звучание. Плоские стены мерно и четко членятся высокими окнами, пилястрами, четверик со всех сторон увенчан классическими треугольными фронтонами; с севера, юга и запада - небольшие колонные портики.

Слайд 6

Троицкий собор.
Рядом с Воскресенским в 1685-1697 годах был построен такой же большой каменный Троицкий собор с приделами святителя Николая и святого Георгия Великомученика. Колокольня при нем высокая, превосходящая все прочие церковные здания в городе. Колоколов на ней всего 15, большой - 538 пудов, второй 240 пудов и т. д. Сооружение поражает праздничным, торжественным и изысканным звучанием. Колокольня четырехъярусная, хотя последний ярус скорее напоминает стройный барабан. Фасады причудливы и живописны: они как бы расчленены льющимися, кривыми линиями филенок, карнизов, окошек. Высокая колокольня словно парит в чистом, прозрачном воздухе, словно плывет над городом. По композиции и строительным приемам Троицкий собор повторял Воскресенский. Собор неоднократно перестраивался, а после ремонта в первой половине XIX столетия приобрел черты классицизма.

Слайд 7

Житенный монастырь
Осташковский Житенный монастырь находится близ города Осташков на одном из островов озера Селигер, называемом Житенным. До 1700 года на этом острове находились житницы для хлебных запасов, собиравшихся Управлением Патриаршего двора с жителей смежного острова Клично, впоследствии основавших город Осташков. С городом остров соединен насыпным валом.
Житенный монастырь

Слайд 8

Нилова пустынь.
Нилова пустынь по зданиям своим и в настоящее время, после десятилетий разрухи, может быть причислена к лучшим обителям России. Посреди монастыря находится собор, великолепное четырехугольное здание новейшей архитектуры, во имя Богоявления Господня, с двумя престолами. Внутри собор богато отделан и украшен (начало постройки датируется 1671 г., окончание работ по отделке - 1833 г.). Другой храм - больничный, во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным. Третья церковь - во имя св. Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы - построена на месте пещеры, ископанной преп. Нилом. В соборном храме открыто покоятся мощи преп. Нила, открытые в 1667 году.