Презентация - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Формирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьниковФормирование универсальных учебных действий у младших школьников







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий
у младших школьников

Слайд 2

Поэтапное формирование умственных действий по П.Я. Гальперину

Слайд 3

Теория планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Слайд 4

Эта система включает три подсистемы: 1) условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия; 2) условия, обеспечивающие «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия; 3) условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.

Слайд 5

Выделены 6 этапов интериоризации действия
1. Создание мотивационной основы действия закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается

Слайд 6

2. Становление схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами

Слайд 7

3. Формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия

Слайд 8

4. внешнеречевой этап Здесь происходит преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи

Слайд 9

5. действие во внешней речи «про себя» происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план

Слайд 10

6. действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия

Слайд 11

Речь. Регулирующая речь

Слайд 12

Развитию регулирующей речи способствуют:
организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую (Л.С. Выготский);

Слайд 13

Развитию регулирующей речи способствуют:
адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, результата;

Слайд 14

Развитию регулирующей речи способствуют:
выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнера по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнером действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок;

Слайд 15

Развитию регулирующей речи способствуют:
ориентирование регулирующих высказываний на партнера (с учетом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;

Слайд 16

Развитию регулирующей речи способствуют:
формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Слайд 17

Личностные УУД

Слайд 18

Самоценка - обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе (Л.С. Выготский)

Слайд 19

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:
сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом.

Слайд 20

Рост самооценки
широту диапазона критериев оценок их соотнесенность обобщенность отсутствие категоричности, аргументированность, объективность (А.В. Захарова, 1993)
предполагает

Слайд 21

Рефлексивность самооценки + -
Дети более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками.
Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками.

Слайд 22

Существует два варианта нарушения развития самооценки:
1. Заниженная самооценка. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» (М. Селигман). 2. Завышенная самооценка. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.

Слайд 23

Причины успеха или неуспеха в учебе
способности усилия трудность заданий везение

Слайд 24

Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха:
— обеспечение успешности ученика в учебе; — положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок — стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении; — ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося; — формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладания с трудными ситуациями; — ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.

Слайд 25

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе через
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Слайд 26

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
связано с формированием произвольности поведения Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства

Слайд 27

Показатели сформированности регулятивных УУД на этапе поступления в 1-й класс:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; — умение сохранять заданную цель; — умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; — умение контролировать свою деятельность по результату; — умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Слайд 28

Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей

Слайд 29

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Слайд 30

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей; — готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); — формирование основ оптимистического восприятия мира.

Слайд 31

Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные