Презентация - Богатырская тема в искусстве

Богатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусствеБогатырская тема в искусстве







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

БОГАТЫРСКАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ
Презентацию подготовила учитель музыки МОУ « СОШ № 3 г. Пугачёва» Саратовской области Мамыкина С. М.

Слайд 2

Цели и задачи
Цель: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся. Задачи: Формирование слушательской культуры учащихся. Расширение знаний учащихся об истории создания и авторах изучаемых на уроке произведений искусства. Установление внутренних связей между музыкой и изобразительным искусством. Развитие художественно-образного мышления. Формирование навыка сравнения произведений различных видов искусств. Воспитание любви и уважения к своей Родине, её истории.

Слайд 3

«Богатырство на Руси не родом красно, а красно оно смелой удалью во честном бою за святую Русь». (Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Слайд 4

БОГАТЫРЬ 1.Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2.Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Слайд 5

Симфония № 2
Симфония - крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.

Слайд 6

Какие картины рисует в вашем воображении музыка Симфонии № 2 ?

Слайд 7

Название «Богатырская» дал Второй симфонии известный русский музыкальный критик В.В. Стасов, заявив, что в симфонии выражен именно русский характер и нарисованы древние русские богатыри.
Стасов В.В. (1824-1906)

Слайд 8

«Часто, часто возвращаясь ко Второй симфонии Бородина, я с каждым разом всё сильнее постигаю её величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней вглубь к Игоревой Руси…» Б.В. Асафьев

Слайд 9

Что общего вы можете найти между музыкой I части Симфонии № 2 А. П. Боро-дина и картиной В.М. Васне-цова ? Какими средствами выразительности пользуются композитор и художник, чтобы создать образы богатырей.
Васнецов В.М. (1848 – 1926)

Слайд 10

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 11

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»
Хор «Вставайте, люди русские».
Кантата – крупное (многочастное) произведение для хора, солистов и оркестра. Все части такого сочинения объединяются какой-либо темой, идеей, но могут исполняться по отдельности, потому что они самостоятельны.
Прокофьев С.С. (1891 - 1953)

Слайд 12

Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля.

Слайд 13

Слайд 14

Есть ли что-нибудь общее в музыке С. Прокофьева и в музыке А. Бородина?

Слайд 15

Можно ли назвать музыку песни «Священная война» А. В. Александрова богатырской? Почему? Сравните песню Александрова с хором «Вставайте, люди русские!»
Александров А.В. (1883 – 1946)

Слайд 16

«Песня о маленьком трубаче»
С. Никитин.
1.Кругом война, а этот маленький… Ему толкуют все врачи: «Куда такой годится маленький? Ну разве только в трубачи!» А что ему? Всё нипочём: «Ну трубачом, так трубачом!» 2. Как хорошо, не нодо кланяться, Свистят все пули над тобой. Везде пройдет, но не расстанется С своей начищенной трубой. А почему? Да потому, Что так положено ему.
3.Вот как-то раз в дожди осенние, В чужой степи, в чужом краю Полк оказался в окружении, И командир погиб в бою. Ну как же быть, ну как же быть? «Ну что ж, трубач, тебе трубить!» 4. И встал трубач в дыму и пламени, К губам трубу свою прижал, И за трубой весь полк израненный Запел «Интернационал» И полк пошёл за трубачом, Обыкновенным трубачом!
5.Солдат, солдат, нам не положено… И верно, что тут – плачь, не плачь, В чужой степи, в траве нескошенной Остался маленький трубач. А он, ведь он, всё дело в чём, Был настоящим трубачом!

Слайд 17

Выберите те эпитеты, которые наиболее характерны для прослушанной музыки: мощная, мужественная, могучая, бодрая богатырская, героическая, нежная, грозная, решительная. Каких героев и какие события она помогает нам увидеть?

Слайд 18

Кроссворд Автор кантаты «Александр Невский» Художник, написавший картину «Богатыри» Крупное (многочастное) произведение для хора, солистов и оркестра. Композитор, автор «Богатырской симфонии». Художник, написавший картину «Александр Невский». Известный музыкальный критик, современник А.П. Бородина. Герои русских былин, совершающие воинские подвиги, люди очень большой силы, стойкости и отваги. Русский князь – полководец, одержавший победу в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242г. Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.

Слайд 19

п р о к о ф ь е в
в а с н е ц о в
к а н т а т а
б о р о д и н
к о р и н
с т а с о в
б о г а т ы р и
н е в с к и й
з
с и м ф о н и я

Слайд 20

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (из толкового словаря С.И. Ожегова)

Слайд 21

Выводы: Много произведений разных видов искусства посвящены героической богатырской теме, так как искусству, интересен характер человека, который ярче всего проявляется в критической ситуации. Отсюда большой интерес в искусстве к теме войны, защиты Родины, подвига. Любой физически сильный человек лишь тогда становится подлинным богатырём, когда он находит благородное применение своей силе, творит добро, несёт людям счастье и самое главное, его отличает любовь к своей Родине, Отечеству, своему народу, готовность в любую минуту, не жалея своей жизни, встать на защиту родной земли.

Слайд 22

Домашнее задание:
Повторить изученный на уроке материал с помощью кроссворда-конспекта.