Презентация - Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?

Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?Октябрьский переворот - благо или катастрофа для России?







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Октябрьский переворот- благо или катастрофа для России?

Слайд 2

"Когда я размышляю о всем, что в русском социальном и политическом строе есть архаического, отсталого, примитивного и себя пережившего, я часто говорю себе: "Такой же была бы и Европа, если бы у нас, в свое время, не было возрождения, реформации и французской революции" (выделено мной. - В.С.) (Посол Франции в России Морис Палеолог, 1916 г,, канун Февральской и Октябрьской революций. В кн. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991, с. 14).

Слайд 3

История России до краев наполнена народными волнениями и восстаниями самого различного масштаба и направленности (под руководством Хлопко в 1601-1603г.г.; под предводительством И. Болотникова в 1606-1607г.г.; городские восстания 1648-1650г.г.; крестьянская война 1773-1775г.г. под началом Е. Пугачева; астраханское восстание 1705-1706г.г.; народное движение 1707-1708г.г. под руководством Булавина, Голого, Беспалого, Павлова и др.; 280 крестьянских волнений первой четверти XIX века; восстание декабристов 1825г.; "холерные бунты" 1830-1831г.г.; польское восстание 1830-1831г.г.; массовые движения 30-50-х годов XIX века; стачечное движение 80-90-х годов XIX столетия и др.).

Слайд 4

Однако Россия, в отличие от Европы, ни в XVIII, ни в XIXв.в. не пережила ни одной широкомасштабной социальной революции. Видимо это дало некоторое основание философу С.А.Аскольдову в статье "Религиозный смысл русской революции" сказать, что до "столетия в России о революции в западноевропейском смысле слова никто и не думал. В XIX же веке в России были лишь бессильные потуги породить революцию. …Русский народ был всегда склонен и способен к бунту и мятежу, т.е. к движениям, имеющим с революцией лишь внешнее сходство. Бунт или мятеж в душе народной - это то же, что эмоция гнева или раздражения в душе отдельного человека или даже зверя. Революция же есть образование гораздо более сложное, имеющее непременно под собою определенную идеологическую основу"

Слайд 5

Русский крестьянин (а это почти 87% населения дореволюционной России!), а вместе с ним и рабочие фабрик и заводов были постоянно отчуждаемы от собственной культуры, - и материальной, и духовной. В этом надо видеть самый глубокий источник наших революций, но прежде всего Великой Октябрьской социалистической революции. Так случилось, что в отечественной литературе, даже советского и тем более постсоветского периода этот факт мало анализировался, или замалчивался вовсе. На передний план постоянно выходили причины сугубо политические, очень часто субъективного толка. Между тем уже более 80 лет тому назад о культурной детерминанте революционного процесса писали выдающиеся отечественные мыслители - живые свидетели и даже участники тех исторических событий 1900-1917 г.г., заметим, многие из них были идейными и политическими противниками революции, а потому их трудно заподозрить в искажении причин революционного взрыва народа.

Слайд 6

Так, материальная культура, охватывающая всю сферу материальной деятельности (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, пища, одежда, средства транспорта и связи и др.), была доступна трудовому народу в ограниченных масштабах. Это хорошо видно на том, как питались люди до революции. Русский крестьянин постоянно недоедал, а то и голодал. Как писал в 1907г. И.Н.Божерянов, голод - постоянный спутник русского человека. Не случайно, начиная с Ярослава Мудрого люди научились говорить: "Голод есть Божие наказание"… За десять веков Россия пережила более 350 голодных лет. Однако не только неурожаи были причиной голода. В научной литературе как дореволюционного, так и послереволюционного времени убедительно доказана другая причина - хлеб из России отправлялся на экспорт, он составлял его важнейшую статью. Так, замечательный ученый - химик и агроном А.Н.Энгельгардт, который работал в деревне, оставил подробное, фундаментальное исследование этого факта.

Слайд 7

До 1917г. весь прибавочный продукт нещадно изымался из села ("недоедим, а вывезем"). Все мало-мальски развитые страны, производившие не менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ввозили. (Кстати, тот факт, что к концу 80-х годов СССР, производя 750 кг зерна на душу населения, стал его в существенных количествах ввозить, как раз говорит о том, что он достиг весьма высокого уровня развития и перешел к рациону питания, свойственному самым развитым странам. Зерно стали расходовать для развития животноводства с целью увеличения производства молока, мяса).Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу - и вывозила(!) очень много зерна - за счет внутреннего потребителя, причем именно крестьян. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода, было вывезено 53,4 % зерна - больше и относительно, и тем более абсолютно, чем в годы предыдущего пятилетия.

Слайд 8

Даже в "нормальные" годы положение было тяжелым. Об этом говорит очень низкий уровень установленного официально "физиологического минимума" - - 12 пудов хлеба с картофелем в год. В "нормальном" 1906г. этот уровень потребления был зарегистрирован в 235 уездах с населением 44,4 млн. человек. Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и "пушной" хлеб (т.е. с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что "не было белого хлеба на соску" - грудному ребенку. Даже царские офицеры и генералы свидетельствовали, что 40% призывников в начале ХХв. впервые в жизни ели мясо только в армии.

Слайд 9

Как писал Л.Н.Толстой, в России голод наступает не когда хлеб не уродился, а когда не уродилась лебеда. Объехав четыре черноземных уезда Тульской губернии, обойдя почти все крестьянские дворы, великий писатель констатировал: "Употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, - хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все, и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные… Чем дальше вглубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже… Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, который обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она несъедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют. Здесь бедные дворы доедали уж последнее в сентябре. Но и это не худшие деревни. Вот большая деревня Ефремовского уезда. Из 70-ти дворов есть 10, которые кормятся еще своим

Слайд 10

Не случайно в России из каждой 1000 новорожденных в возрасте до одного года умирало 263 ребенка. В 1896 г-1897гг. средняя продолжительность жизни не превышала 32 лет (у мужчин 31 год, у женщин - 33).

Слайд 11

По официальным данным на рубеже веков в России было более 80% неграмотных, а в сельской местности - выше. Так, Россия имела 227-228 человек грамотных на 1000 населения (без учета детей дошкольного возраста), а Бельгия - 998; Германия - 980; Англия - 816; Франция - 930; Австралия - 816; Австрия - 644; Венгрия - 524; Аргентина - 495; Италия - 440; Португалия - 214; В США в 1913 г. даже среди негритянского населения грамотность достигала 56%. В 1906 г. издававшийся в России "Вестник образования" опубликовал подсчеты, из которых следовало, что всеобщая грамотность в Европейской части страны может быть достижима через 120 лет, в Сибири и на Кавказе - через 430 лет, а в Средней Азии - через 4 600 лет. С данными цифрами, разумеется, можно спорить, но с тенденцией - вряд ли.

Слайд 12

Говоря о социалистической революции в контексте не политики, а культуры (хотя эти факторы трудно разделить), нужно взглянуть и на другую - тоже культурно-историческую сторону проблемы. Подавляющее большинство населения России подошло к революции, соединенное в огромное сословие крестьян, сохранивших особую культуру и общинное мировоззрение, - по выражению Макса Вебера - "архаический аграрный коммунизм". Этот коммунизм вытекал не из религиозных и идеологических доктрин, а из культурно-исторических условий жизни русского крестьянства, в частности, народа - в целом. Центром организации выступлений была община - деревенский или волостной сход. Уровень организации, высокая дисциплина и, можно сказать, "культура" революции поразили тогдашних политиков и напугали царское правительство весьма и весьма серьезно. В обширных зонах России возникла, по крайней мере, сотня крестьянских советских республик - наподобие той, что была в Иваново-Вознесенске. История Советской России началась в деревне в 1905 году. А это значит, что корни советского устройства нужно искать в глубинах русского культурного архетипа. Развившийся на рубеже XIX-XX столетий капитализм не принимался не только "слева", но и "справа". Помимо консерватизма и охранительства, тот строй, которому, казалось бы, самой историей предоставлялось будущее, отвергался широкими народными массами

Слайд 13

В русской общине существовало общинное право, которое запрещало продавать и даже закладывать землю. С одной стороны, это было явное стеснение крестьян, ограничение их свободы, а с другой, - они поддерживали его. Почему? Потому что знали, что в их тяжелой жизни чуть ли не каждый обязательно попадет в положение, когда отдать землю за долги или даже пропить ее будет казаться наилучшим выходом. И потерянное не вернешь. Крестьянин не вполне мог распоряжаться и своим урожаем, а обязан был сдавать в общину часть его - для создания неприкосновенного запаса на случай недорода. Но он соглашался и на это стеснение его свободы. В каждой крестьянской семье была жива память о голодных годах, когда этот запас просто спасал жизнь. Совершенно прав С.Г. Кара-Мурза, утверждая, что, якобы, "тоталитарное" общинное правило, гарантирующее выживание, ценилось крестьянами выше глотка свободы. Они сами говорили: "Если нарушить общину, нам и милостыню не у кого попросить будет".

Слайд 14

К сказанному надо добавить еще один факт-феномен, характеризующий социокультурную ситуацию в первой четверти ХХ столетия: резкое падение авторитета и влияния в народе православия. Этот процесс, правда, начался еще раньше. Так, В.Г.Белинский в письме к Н.В.Гоголю (1847 г.) писал "… Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа?… Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?".

Слайд 15

Свидетельство В.В.Шульгина:
"В своей книге "1920 год" я писал: "Белое движение было начато почти что святыми, а кончили его почти разбойники". Утверждение это исторгнуто жестокой душевной болью, но оно брошено на алтарь богини Правды. (Напомним читателю, что Шульгин был одним из создателей Белой Армии - В.С.) Мне кажется, что эта же богиня требует от меня, чтобы и о красных я высказал суровое суждение, не останавливаясь перед его болезненностью. И вот он, - мой суровый приговор: красные, начав почти что разбойниками, с некоторого времени стремятся к святости" (В.В.Шульгин. Дни. 1920. М., 1989, с. 69-70)