Презентация - Правописание корней с чередованием гласных

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Правописание корней с чередованием гласных
Распечатать
  • Уникальность: 98%
  • Слайдов: 22
  • Просмотров: 4389
  • Скачиваний: 1879
  • Размер: 0.14 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 1
Правописание корней с чередованием гласных
Выполнила учитель русского языка и литературы Демахина С.А.

Слайд 2

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 2
Корни с чередующимися гласными а/о
1. Зависимость от ударения

Слайд 3

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 3
-Гар/гор-; -клан/клон-;-твар/твор-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном положении пишется о Примеры: зага*р-загорелый,угореть,погорелец. Исключения: пригарь, изгарь, выгарки

Слайд 4

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 4
Кла*няться, покло*н - поклониться, склонять, наклонение, склонение. Тва*рь, тво*рчество – творить, сотворить, претворить, притвориться. Исключение: утварь

Слайд 5

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 5
Зар-/зор-
Независимо то того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном положении пишется а Примеры: за*рево, зо*рька – заря, зарница, озарять. Исключения: зоревать, зорянка.

Слайд 6

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 6
Плав-/плов-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а, о или ы), в безударном положении пишется а Примеры: пла*вать, плы*ть – плавучесть, поплавок, жук-плавунец. Исключения: пловец, пловчиха, плывуны

Слайд 7

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 7
Корни с чередующимися гласными а/о
2. Зависимость от конечных согласных корня

Слайд 8

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 8
Раст-/ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а, перед с пишется о. Примеры: расти, растение, выращивать, наращение - выросший, заросли, поросль.

Слайд 9

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 9
Исключения
Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток ( и производные от них, например: ростовщический); отрасль ( и производные от них, например, отраслевой).

Слайд 10

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 10
Скак - / скоч -
Независимо то того, какой гласный пишется под ударением (а или о),в безударном положении перед к пишется а, перед ч пишется о Примеры: скакать, проскакать, на скаку – выскочка, заскочить, выскочить. Исключения: скачу, скачок, скачи, вскачь.

Слайд 11

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 11
Лаг-/лож-
Перед г пишется а, перед ж пишется о. Примеры: слагаемое, полагать, разлагать – сложить, положить, разложить. Исключение: полог.

Слайд 12

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 12
Корни с чередующимися гласными а/о
3. Зависимость от наличия суффикса –а-

Слайд 13

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 13
Кас-/кос-
Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется а, если суффикса нет, то в корне пишется о. Примеры: касаться, касательная – коснуться, прикоснуться.

Слайд 14

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 14
Корни с чередующимися гласными а/о
4. Зависимость от значения

Слайд 15

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 15
Мак-/ мок-
Корень мак-(мач-) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч-) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым»

Слайд 16

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 16
Примеры: обмакнуть перо в чернила («погрузить»), макать хлеб в сметану («погружать») – промокнуть пятно ( «пропустить жидкость»), промокательная бумага («пропускающая жидкость»), смочить( «сделать мокрым»)

Слайд 17

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 17
Равн-/ровн-
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный» Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение « гладкий, прямой, ровный»

Слайд 18

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 18
Примеры: поравняться ( «оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), уравнение («математическое равенство»),подровнять кусты («сделать ровными»),разровнять песок («сделать ровным, гладким») Запомнить: равнина, поровну, уровень, ровесник.

Слайд 19

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 19
Корни с чередующимися гласными и/е
Бир-/бер-; жиг-/жег-; стил-/стел-; блист-/блест-; мир-/мер-; тир-/тер-; дир-/дер-; пир-/пер-; чит-/чет- Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е.

Слайд 20

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 20
Примеры
Забирать - заберу, блистать – блестеть, раздирать – раздерёт, выжигать – выжегший, умирать – умереть, замирать – замереть, запирать – запереть, застилать – постелить, стирать – стереть, вычитать – вычеты. Запомнить: сочетание, сочетать, чета.

Слайд 21

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 21
Чередование а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а(я). Примеры: пожимать-пожать, нажимать-нажать, разминать-размять,понимать-понять, начинать-начать, поминать-память.

Слайд 22

Правописание корней с чередованием гласных, слайд 22
Запомните
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.