Презентация - Виды сложных предложений - Союзные предложения

Виды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложенияВиды сложных предложений - Союзные предложения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Система уроков по синтаксису сложного предложения в 9 классах

Слайд 2

[Потянул западный ветерок], и [пухлая белая туча заволокла со всех сторон горизонт.]
[Я всегда просыпался часа два до зари и любил встречать без свечки рассвет.]
[Уж небо осенью дышало], [уж реже солнышко блистало], [короче становился день; [лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась]; [ложился на поля туман]; [гусей крикливых караван тянулся к югу.]
[Лесной запах усиливается], [слегка повеяло сыростью], [влетевший ветер около вас замирает.]
[Помню], (как в то лето, (когда я выздоравливал после тяжёлой болезни), я целыми днями лежал в постели в ожидании возвращения с работы матери с отцом или очередной встречи с врачом.)
Устный синтаксический счёт
1
2
3
4
5
Ответ:
2
1
6
3
3

Слайд 3

Анализ предложений
Туча разорвалась на мелкие клочья, и они поползли над степью. Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой; не пылит дорога; не дрожат листы. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Тут блеют овцы – там ворчит собака.

Слайд 4

Сложные предложения
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
М.В. Ломоносов, Полное собрание сочинений, т 7., стр. 376-377

Слайд 5

Цели: - научиться различать основные виды сложного предложения по средствам связи, используемым между его частями; - познакомиться с типами союзных предложений.

Слайд 6

1. На дворе холодно, и идёт мелкий дождь. 2. Густой туман затянул поля, резкий ветер носит груды жёлтых листьев. 3. Сизый дымок кружит над домами - уже топят печки. 4. Длинная улица пуста: все сидят дома. 5. Куры приютились на жерди под навесом, а воробей забился в тёплое гнездо.
Смысловые отношения между частями сложного предложения

Слайд 7

Средства передачи смысловых отношений в сложных предложениях
3. Интонация
1. Союзы
2. Союзные слова

Слайд 8

Союзы
сочинительные
подчинительные
соединительные противительные разделительные
временные причинные целевые условные уступительные сравнительные следственные изъяснительные

Слайд 9

Союзы и союзные слова
Мы знаем, трудно выполнить эту работу. Не знаю, привлекает меня в этом человеке.
что
что
Союзы Союзные слова
Лишены лексического значения. Имеют лексическое значение.
Не являются членами предложения. Являются членами предложения.
Могут быть опущены. Не могут быть опущены.
Не произносятся с логическим ударением. Могут произноситься с логическим ударением.

Слайд 10

Союзные предложения
Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть.
Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом.
Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью.
Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся.
С сочинительными союзами С подчинительными союзами С союзными словами
Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом.
Сложносочинённые предложения Сложноподчинённые предложения Сложноподчинённые предложения
С сочинительными союзами С подчинительными союзами С союзными словами
Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом.

Слайд 11

Сложные предложения
союзные
бессоюзные
сложноподчинённые

Слайд 12

1. Какое из предложений не является сложносочинённым? а) Кто служит Родине, тот остаётся в памяти народа. б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. в) Враг боек, да наш народ стоек. г) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

Слайд 13

2. Какое из предложений не является сложноподчинённым? а) Известно, что слоны в диковинку у нас. б) Андрей, когда переступил порог избы в) Враг боек, да наш народ стоек. г) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

Слайд 14

3. Какое из предложений не является сложносочинённым? а) Трагическое – это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека. а комическое – это веселье, радость и смех. б) Весна на радость не похожа, и не от солнца жёлт песок. в) Моя песня была лишена мотива, но зато её хором не спеть. г) Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе.

Слайд 15

4. Какое из предложений не является сложноподчинённым? а) Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. б) Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. в) Чтобы лучше понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. г) Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт.

Слайд 16

Домашнее задание
Упражнение 8 (стр.7).

Слайд 17

Презентацию подготовила Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования.

Слайд 18

Интернет- ресурсы
Слайд 2: http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MR900332680.jpg (цифры). Слайд 4: http://www.fidel-kastro.ru/gzl/lebedev_lomonosov.files/img1.jpg (портрет М.В. Ломоносова). Слайд 8: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46fc5e08-60cb-4d02-8242-139f20221ebb/%5BRUS7_150%5D_%5BIA_060%5D.swf (подчинительные союзы); http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52038558-d770-4df9-b49d-83cfcf895941/%5BRUS7_149%5D_%5BIA_048%5D.swf (сочинительные союзы).