Презентация - Иссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Иссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Иссследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Слайд 2

Оценка результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 3

"Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Метапредметность в изучении русского языка неразрывно связана с таким его свойством, как метасистемность: язык, в том числе русский, является фундаментальной универсальной системой, которая может быть использована для описания других систем. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ – общий для всех образовательных предметов, универсальный, касающийся различных сфер деятельности.

Слайд 4

Метазнания
Знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ними. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Слайд 5

Метаумения
Присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности); - качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Слайд 6

Метадеятельность
Универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть: • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем). • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Слайд 7

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы методологию предмета как части науки.

Слайд 8

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы, признающей целостность материального и духовного Мира. К числу общих проблем относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры. Философия искусства исследует сущность и смысл искусства на основе искусства в целом и на основе частных видов искусства, учитывая при этом содержание, смысл и его функции внутри культуры и всей сферы ценностей. Искусство как творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие ту или иную форму действительности и отношение к ней человека, всегда направлено на человека, на его познание. В этом непосредственная близость искусства с философией. Философия музыки - это понимание ее сущности и особенности, история зарождения и развития, современное состояние и значение в обществе и духовной жизни человека как творящего музыку, так и воспринимающего ее.

Слайд 9

Метапредметный подход
Обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ученика. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Слайд 10

Уровни интеграции содержания учебного материала
Высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек - общество - природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его - общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественно-научного циклов предметов. Следующий уровень - общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Каждый из этих уровней имеет возможности для формирования метазнаний, метаспособов, метадеятельности.

Слайд 11

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой. Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Слайд 12

Индикаторы метапредметной функциональной грамотности
Коммуникативные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 13

Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
.
Познавательные  -    действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); постановка и решение проблемы.
УУД

Слайд 14

ПРИЗНАКИ КЛЮЧЕВЫХ (МЕТАПРЕДМЕТНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
МК - универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). Они позволяют человеку самостоятельно и в сотрудничестве с другими достигать результатов в проблемных ситуациях.

Слайд 15

Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Слайд 16

ЗНАНИЯ «информация, присвоенная человеком» КОМПЕТЕНТНОСТЬ существует в форме реальной деятельности
УМЕНИЯ "подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки" совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, способ же действия включается в базу внутренних ресурсов
НАВЫКИ "действия, выполняемые автоматически" осознанна
ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ "присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации" позволяет решать целый класс задач

Слайд 17

   Метапредметные и исследовательские компетенции 
Метапредметные компетенции Исследовательские компетенции
Ориентация учащихся в различных областях знаний; Ценностно-смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка, эмоциональное отношение учёбе, к исследованию);
общеучебные умения информационно-логического характера; Ценностно-смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка, эмоциональное отношение учёбе, к исследованию);
организация собственной учебной деятельности; общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, экспериментальное мышление, рефлексивные возможности, проявление креативности в проблемной ситуации);
основные универсальные умения информационного характера; общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, экспериментальное мышление, рефлексивные возможности, проявление креативности в проблемной ситуации);
использование средств информационных и коммуникационных технологий; общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, экспериментальное мышление, рефлексивные возможности, проявление креативности в проблемной ситуации);
использование средств информационных и коммуникационных технологий; учебно-познавательные и информационные компетенции (знание сущности и технологии основных методов исследования);
принятие решений и управление; учебно-познавательные и информационные компетенции (знание сущности и технологии основных методов исследования);
формирование навыков исследовательской деятельности; коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структурировать, защита собственных идей).
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структурировать, защита собственных идей).

Слайд 18

Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Слайд 19

Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь. Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Слайд 20

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умения организации собственной учебной деятельности, основные универсальные умения информационного характера, информационное моделирование как основной метод приобретения знаний, широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовые навыки исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способы и методы освоения новых инструментальных средств, основы продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Слайд 21

Исследование как ведущее начало преподавания
Эффективный способ познания окружающего мира; исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления исследовательская направленность человеческого мышления и воспитание мыслящего и творческого человека взаимосвязаны.

Слайд 22

Структура исследовательской деятельности и принципы её организации

Слайд 23

Исследовательская деятельность в учебном процессе Исследовательская деятельность в учебном процессе Исследовательская деятельность в учебном процессе
Структурные элементы Структурные элементы Принципы исследовательского обучения
Субъект Ученик в роли исследователя Принцип субъектности
Предпосылка Познавательная потребность Принцип проблемности исследовательского обучения
Источник Проблемная ситуация Принцип проблемности исследовательского обучения
Цель Получение нового знания, необходимого для решения проблемы Принцип проблемности исследовательского обучения
Объект Факт, процесс, явление, событие реальной действительности Принцип личностной значимости проблемы исследования
Предмет Неизвестное в объекте = проблема = вопрос Принцип личностной значимости проблемы исследования
Процесс Преобразование вопроса в ответ, незнания в знание Принцип нелинейности процесса исследования
Способ Применение исследовательских методов познания Принцип поиска
Результат Решение проблемы Принцип рефлексивности
Продукт Новое знание об объекте познания Принцип рефлексивности

Слайд 24

Что необходимо помнить
Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека. Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

Слайд 25

Задания исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания; в ходе практической работы или закрепления материала; в качестве проверочных и домашних заданий, зачётов. Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков русского языка позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа несёт в себе и воспитательный эффект. Ученики становятся более коммуникабельными, включаются во внеклассную деятельность, представляя свои работы на факультативных занятиях, конференциях и т.д..

Слайд 26

Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом мире и развитие единой системы: природа-человек-общество.

Слайд 27

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни? (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь. (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти. (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского. (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

Слайд 28

(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю? (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера. (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов. (По Л. Жуховицкому)

Слайд 29

Этап1.Знакомство с проблемой
Цель его – создание контекстной задачи.

Слайд 30

Алгоритм знакомства и работы с проблемой

Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение учащимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом; между содержанием высказывания и выбранной для его передачи языковой формой, неадекватной этому содержанию и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.
Формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу (в случае необходимости) – определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Слайд 31

Контекстная задача
Способ пробуждения познания Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока. Создать жизненную ситуацию: ученики - её участники. Побудить школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации. Помочь осознать проблемность сложившейся ситуации (недостаточность имеющихся знаний). Заставить ученика задать вопросы и самому найти на них ответы
Основное назначение КЗ
С помощью контекстной задачи учитель знакомит учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная.

Слайд 32

Биологическое или человеческое?

Слайд 33

Литература

Слайд 34

Аргумент из читательского опыта Аргумент из житейского опыта
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин 2. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Андрий 3. И.С.Тургенев «Отцы и дети», Базаров 4. Я. Голованов «Этюды об учёных»: истории судеб учёного М.В. Ломоносова; путешественника Р. Амундсена; металлурга П. Аносова; мореплавателя-исследователя В. Головнина и т.д. Судьбы Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Т.Г.Шевченко, С.А.Есенина и т.д. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают»; «Мы будем иметь ту судьбу, которую мы заслужим» (Эйнштейн)

Слайд 35

Аргумент из читательского опыта Аргумент из житейского опыта
Д.И.Фонвизин «Недоросль», Митрофанушка А.С.Грибоедов «Горе от ума», Молчалин 3. И.А.Гончаров «Обломов» Обломов: «Сон Обломова»; «Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую от дедушки, а тот от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность…" 4. Л.Н.Толстой «Война и мир» семья Курагиных; Наташа Ростова, Андрей Болконский 5. М.А.Булгаков «Собачье сердце», Шариков 6. Библия: "Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Матф.7:18). «Судьба всесильна, и никто в этом мире не является хозяином жизни» (Акций) «Веснушки неотделимы от кожи, как судьба от человека» (мальгашская пословица) От осинки не родятся апельсинки. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Какова березка, такова и отростка. От яблоньки - яблочко, от елочки - шишка. Какие корешки такие и ветки, какие родители, такие и детки. Каков дуб, таков и клин. Каково семя, таково и племя. От худого семени не жди племени.

Слайд 36

Этап 2. Построение нового знания
Методы исследования: - теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); - эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).    Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине. Материал для наблюдений учащимся предоставляет учитель, а вывод ученики делают сами.

Слайд 37

Биология
Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж. Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами. Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах".

Слайд 38

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Она программирует передачу ряда биохимических, физических качеств: ·  физический облик, ·  цвет волос, ·  физические данные; ·  группу крови и резус-фактор, ·  задатки способностей; ·  программирует свойства нервной системы, ·  свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Слайд 39

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки.

Слайд 40

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это ·  умственные способности, ·  тонкость и точность ручных движений, ·  развитая память, ·  совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним относят: ·  математические, ·  музыкальные, ·  лингвистические, ·  литературные, ·  художественно-творческие, ·  технические, ·  спортивные и др. · 

Слайд 41

БОТАНИКА
Генотип организма определяется в момент оплодотворения, но степень развития этого генетического потенциала в значительной мере зависит от внешних факторов, воздействующих на организм во время его развития. Так, например, ботаник Мендель получил сорт гороха с длинным стеблем - до 180 см. Однако для этого растению необходимы были соответствующие условия - освещение, полив и хорошая почва. При отсутствии оптимальных условий ген высокого стебля не мог в полной мере проявить свое действие. Любое элитное посевное зерно погибнет в солончаке. Из семечек самого чудесного яблока вырастает дичок, нужна прививка.

Слайд 42

Обществознание
Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека: социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению; ближняя среда (семья, родственники, друзья). В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими ппотребностями человека и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы деятельности, побуждают к поиску средств для удовлетворения своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности. Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Слайд 43

Аргументы
Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Сингх обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку). «Синдромом маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды. Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может.

Слайд 44

География
Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на человека есть у Геродота, Гиппократа и других античных авторов. Великие реки; островное и полуостровное географическое положение стран; географически и биологически благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствуют своими условиями социализации биологических свойств человека; зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности ограничивают доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный потенциал.

Слайд 45

История

Царей много, Петр ВЕЛИКИЙ – один. После смерти императрицы Елизаветы Петровны на российский престол взошел Петр III. Он был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. В 14 лет Петр был круглым неучем, и даже Елизавету Петровну поразил своим невежеством. Правда, у будущего императора было увлечение - военная слава Фридриха II. Однако это привело Петра только к простой игре в солдатики. Отец Екатерины Дашковой Роман Воронцов стал очень богат, хотя и прославился неимоверной жадностью и нахальством, получил прозвище "Роман - большой карман". Она же, образованная, начитанная стала директором Петербургской Академии наук, основала Российскую академию, её же заслуга - составление первого словаря русского языка и его грамматики Отец Сталина был сапожником-кустарём, мать происходила из семьи крепостного. Жуков Г.К. родился в деревне в семье крестьянина.

Слайд 46

Книга популярной серии «100 великих» посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и артистическим. Достаточно назвать только несколько звонких фамилий: Селевкиды и Борджиа, Рюриковичи и Романовы, Габсбурги и Ланкастеры, Медичи и Стюарты, Кеннеди и Морозовы, Форды и Михалковы. Россия знаменита своими Дуровыми, Филатовыми, Кантемировыми, Запашными. Известны династии учёных Дарвиных, Кюри, Бехтеревых, актёров Бондарчук, Ерёменко, Табаковых, Янковских, Михалковых, Ефремовых. Династии учёных-врачей Гамалеев – 420 лет!

Слайд 47

Факторами воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика, наука, школа, обучение и воспитание, семья, культура и традиции, многое другое.   Степень воздействия факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен. Исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.  Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных.

Слайд 48

Факторы, влияющие на развитие личности
Собственная активность, деятельность
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Наследственность
Среда

Слайд 49

Что формирует личность?
Биологические факторы: генетика, наследственность, задатки, способности
Социальные факторы развития: географические, политические, среда обитания
Воспитание: образование, обучение, самообразование

Слайд 50

Ученик утверждается в «правильности» своего образовательного продукта, развивает и дополняет его. Ученик модифицирует свой продукт. Ученик отбрасывает свой первичный продукт и берёт за основу иной продукт (культурный аналог).

Слайд 51

Выводы
Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде, он неразрывно связан с ней, поэтому не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое подчинено социальному, изменяется им. Но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Слайд 52

Этап3.
Применение полученных знаний для решения конкретных задач

Слайд 53

Читательский опыт: художественная литература
Произведение Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Аргумент Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».
Собственные рассуждения Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.



Слайд 54

Читательский опыт: публицистическая литература
Источник аргумента В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».
Аргумент Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.
Собственные рассуждения Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.

Слайд 55

Читательский опыт: научная (научно-популярная) литература
Источник аргумента В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.
Факты, примеры, исследования Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами , значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение.
Рассуждения о содержании фактов как аргументов Уже и ученые приходят к выводу: хотя многое наследуется с генами, вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Слайд 56

Этап 4. Рефлексия
Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем: выявляются и классифицируются способы деятельности, применявшиеся коллективно и индивидуально; осознаются идеи, образы, подходы, обнаруженные принципы, закономерности, схемы, созданные как индивидуально, так и коллективно; формулируются возникшие проблемы, анализируются пути и способы их решения; выявляются трудности, условия и причины их появления; обозначаются результаты, полученные в ходе решения трудностей и проблем; Выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ, проектов, вытекающих из осуществлённой деятельности, в том числе и рефлексивной.

Слайд 57

Вопрос Ответ
Я знаю, ЧТО такое текст (стиль текста, тип речи, тема текста, проблема, идея и т.п.)?
Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос (составить план, тезисы, конспект, сделать вывод)?
Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?
Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы , примеры?
Смогу ЛИ я выстроить аргументацию?
Мне понятно, КАК применять полученные знания на других предметах, в жизни?
Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?
Я оцениваю свою работу на уроке ….
Рефлексия.

Слайд 58

Часть 3(С) ЕГЭ
Русский язык
История
Обществознание
Литература

Слайд 59

Технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Слайд 60

Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый действовать самостоятельно; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.  

Слайд 61

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения

Слайд 62

Параметры анализа Констатация Констатация Констатация Содержательный анализ
I. Анализ этапов урока, проведенных на основе исследовательского метода да частично нет ( как , в какой форме в ходе каких заданий)
- мотивирована ли деятельность учащихся
- создана ли проблемная ситуация
- сформулирована ли проблема
- выдвигались ли гипотезы
-намечен ли план исследования
- осуществлялось ли исследование с помощью:
наблюдения ,
моделирования,
опроса,
изучения литературы
анализ текста, иллюстративного материала, схем

Слайд 63

II. Анализ деятельности учителя да частично нет ( как , в какой форме в ходе каких заданий)
1 Осуществлялись ли принципы:
-минимум информации
- максимум управленческой деятельности
2 Применялись ли следующие приемы преподавания:
-сопоставление с новыми фактами, их анализ
- консультации
- оценка
- эксперимент
-управление исследовательской деятельностью
3. Осуществлялась ли активизация мыслительной деятельности учащихся через:
постановку нестандартных проблем, подбор примеров, фактов и т.д.
4. Осуществлялась ли организация исследования на основе работы с различными источниками информации

Слайд 64

III. Анализ организации деятельности детей
1. Реализованы ли потребности детей:
-стремление применять знания в новой ситуации
-потребность в процессе самостоятельной работы, поисковой исследовательской деятельности разрешить учебную проблему
2. Формировались ли исследовательские умения:
-осознание учебной проблемы
-самостоятельное выдвижение гипотез
-соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями
- обобщение по проблеме
- формулирование вопросов
- развитие монологической речи
-умение работать с текстои
-анализ продукта собственной деятельности
-возможность продемонстрировать свои достижения
- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями
- умения оценки и самооценки результатов исследования

Слайд 65

Обработка результатов анализа
1. Подсчитать количество ответов «да», «частично», «нет». 2.Найти сумму ответов «да» и «частично». 3. Если сумма ответов «да» и «частично» больше , чем ответов «нет», то данный урок можно считать уроком-исследованием.  

Слайд 66

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка
Проектная деятельность
Факультативы
Олимпиады
Конкурсы
Научно-практические конференции

Слайд 67

Литература
Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/. Громыко Н.В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие. Блинова Е. О роли совместного планирования исследования на уроке Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009 Коновалова О.Ю. Учебно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5. Фисенко Т.И. Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения http://referatwork.ru Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Картинки с сайта http://www.shutterstock.com    

Слайд 68

28.03.2016
Желаю успехов!
Егораева Г.Т., Москва