Презентация - Музыкальная культура эпохи Возрождения

Музыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи ВозрожденияМузыкальная культура эпохи Возрождения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Музыкальная культура эпохи Возрождения
Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают,- Как будто мать, отец и отрок юный В счастливом единении поют. В.Шекспир

Слайд 2

Эра открытий в музыке
Ренессанс был для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоев культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики. С изобретением печатного станка появилась возможность печатать и распространять ноты, с этого момента и начинается то, что мы называем классической музыкой. В этот период появились новые музыкальные инструменты. Самыми популярными стали инструменты, на которых любителям музыки игра давалась легко и просто, не требуя специальных навыков.

Слайд 3

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения
Именно в это время появилась виола - предшественница скрипки. Благодаря ладам (деревянные полосы поперек грифа) играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах.

Слайд 4

«гитара» эпохи Возрождения
Популярной была также лютня – простой ладовый щипковый инструмент, который в эпоху Ренессанса заменял современную гитару.

Слайд 5

клавессин
Также был популярен маленький английский клавесин – верджинела

Слайд 6

флейта
Некоторые музыканты выбирали блок-флейту, рожки или простые флейты. Самая изысканная и замысловатая музыка писалась для только что появившихся инструментов: клавесина и органа.

Слайд 7

Исполнители на музыкальных инструментах эпохи Возрождения

Слайд 8

Духовная музыка
Мессы, мотеты, гимны, псалмы Ме́сса  — основная литургическая  служба в  латинском обряде Католической церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Моте́т - вокальное многоголосное произведение  полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения

Слайд 9

Светская музыка
Мадригал, канцона, Мадрига́л — <сочинение> на родном (материнском) языке) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания Канцона - лирическое любовное стихотворение, первоначально  куртуазная песня, наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии  трубадуров, перенятый позднее итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки. В музыке — пьеса для одного или нескольких голосов с аккомпанементом.

Слайд 10

Инструментальная музыка Возрождения
Прелюдия  — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Слайд 11

Токката
Токката (итал. toccata, букв. - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucher).           В эпоху Возрождения - праздничная фанфара для дух. инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. туша). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Назв. такой Т. произошло от "ударов" (итал. tocco) литавр, которые в старинной музыке применялись вместе с трубами. К этой традиции примыкают краткие фанфарного типа вступления к операм и балетам 17 в., также называвшиеся Т. (напр., в "Орфее" Монтеверди, 1607).

Слайд 12

Рондо
Рондо  —музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. В обобщённом виде схема формы такова: A — B — A — C — A — … — A Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы 18 века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» ( rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге). Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов —Шамбоньера, Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные  пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы.

Слайд 13

Джованни Палестрина

Слайд 14

О Палестрине как мастере
Выдающийся итальянский композитор 16 века, непревзойденный мастер хоровой полифонии. 93 мессы, 326 гимнов и мотетов, 2 тома светских мадригалов на стихи Ф.Петрарки. Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии

Слайд 15

Орландо Лассо
Князь музыки Бельгийский Орфей

Слайд 16

Творчество Орландо Лассо
60 месс, 4 цикла страстей, более 100 магнификатов, 150 французских шансонов, около 140 итальянских и немецких песен, около 250 мадригалов. Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Слайд 17

Флорентийская камерата
Флоренти́йская камера́та (итал. camerata — компания, кружок) — содружество музыкантов (также теоретиков музыки) и литераторов, созданное во Флоренции в 1573 году с целью совместного обсуждения древнегреческой музыки и способа её воплощения в современной итальянской музыке. Встречи происходили под покровительством и в доме графа Джованни Барди, после его отъезда в Рим (в 1592) до конца 90-х годов — у Якопо Корси. Активными членами кружка были музыканты Винченцо Галилей, Джулио Каччини, Пьеро Строцци.

Слайд 18

Якопо Пери
Якопо Пери - итальянский композитор и певец, член Флорентийской камераты, автор произведения, которое считается первой оперой («Дафна», около 1597; не сохранилась), и старейшей сохранившейся оперы «Эвридика» (1600).

Слайд 19

Ноты оперы «Эвридика»

Слайд 20

Сюжет оперы
Мифологическое сказание об Орфее послужило сюжетной основой новой «драмы на музыку». По преданию Орфей потерял жену Эвридику (она погибла от укуса змеи). Орфей проник в подземное царство мрака, чтобы возвратить умершую к жизни. Своим изумительным пением Орфей вымолил у властителей Аида позволение увести Эвридику, но с условием не глядеть на нее, пока они оба не выйдут из подземного царства. Выполнить условие Орфей не смог, и вторично теряет Эвридику. Миф об Орфее кончается трагично: Орфей гибнет (его растерзали вакханки). Однако трагичная концовка не годилась для праздничного торжества оперы, и поэт Ринуччини, создавший либретто оперы, изменил её конец: тронутый отчаянием Орфея, бог любви возвращает жизнь Эвридике.

Слайд 21

Музыка оперы
Музыкальная декламация — речитатив произносился под звуки басовой лютни, гитары, лиры и клавишного инструмента —клавичембало . В то время увертюры не было и начало представления возвещали трубные фанфары. «Драма на музыку» имела за собой образ античной трагедии, поэтому в состав входили и хоры, изображавшие нимф и пастухов, а также подземных духов. Музыка этой оперы (а это первая опера, дошедшая до нас) поразила слушателей своей глубокой выразительностью. Автор выступал в роли Орфея и потряс зрителей проникновенностью и драматизмом исполнения. Успех оперы был огромен, слава «драмы на музыку» распространилась далеко за пределы Флоренции.