Презентация - Учимся писать сочинение на ЕГЭ

Учимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭУчимся писать сочинение на ЕГЭ







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Учимся писать сочинение на ЕГЭ
Кундрюкова Е.В.

Слайд 2

Особенности задания с развёрнутым ответом
Задание 25 экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов) По своему типу это сочинение-рассуждение.

Слайд 3

Как правильно понять исходный текст?
Текст 1. О чем?( Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.) 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.) 5.Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Ты увидишь роль языковых средств.) 6.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы, проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)

Слайд 4

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, - первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

Слайд 5

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. (16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. (18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения.

Слайд 6

(19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все. (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них - хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад.

Слайд 7

(25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие. (По И. Маслову) Сведения об авторе: Маслов Илья Александрович (1935-2008) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

Слайд 8

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом
К1 К5 К9 К2 К6 К10 К3 К7 К11 К4 К8 К12

Слайд 9

К1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый ( в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет. 1
Экзаменуемый не смог сформулировать ни одну из проблем текста или сформулировал её неверно 0

Слайд 10

Что такое проблема и как её формулировать
Проблема – это тот вопрос, на который пытается ответить автор в своём тексте. В тексте может решаться несколько проблем, но надо выбрать одну и писать только по ней. ___________________________________ Шаблон. В данном тексте автор решает (ставит, поднимает) проблему (Р.п.) долга (чести, милосердия и т.д.) Формулируется в виде вопросительного предложения. Например: «Часто ли мы задумываемся над тем, что такое честь и достоинство?»

Слайд 11

Перечитываем текст
Подчеркиваем ключевые слова и фразы. Формулируем проблему

Слайд 12

Формулируем проблему
Чем отличаются нынешние подростки, выросшие в «обществе потребления», от своих предшественников? Какие ценности у современных молодых людей? Стали ли современные подростки хуже? Над этими вопросами задумывается автор текста.

Слайд 13

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 2 примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2

Слайд 14

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста 1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Слайд 15

Что такое комментарий к проблеме?
Комментарий – это пояснение, объяснение, как понял проблему. Можно идти «вслед за автором», показать, как в тексте решается данная проблема, какие аргументы приводит автор. Это необходимая часть работы, которая демонстрирует умения находить и пояснять смысловые компоненты текста. !Но здесь есть опасность сбиться на пересказ. В то же время вы должны опираться на текст. Без опоры на текст работы не проверяются

Слайд 16

«Комментарий (пояснение) может быть текстуальным, то есть объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый дает различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. При этом полнота опоры на исходный текст выражается в количественном отношении. Чтобы получить высший балл по данному критерию, экзаменуемый должен привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста. Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на основе привлеченного текстового материала.» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Слайд 17

Комментируем проблему
Размышляя о нынешних подростках, автор текста говорит, что, во-первых, они «хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей», а, во-вторых, большинство из них убеждены, что жить надо под девизом: «Бери от жизни всё». Но в юном поколении, считает автор, прослеживаются и положительные качества, например, тенденция к самореализации, активность в достижении поставленных целей.

Слайд 18

К3. Отражение позиции автора
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована 0

Слайд 19

Как формулировать позицию автора
Позиция автора – это ответ на вопрос проблемы. Если проблема – это вопрос, то позиция автора – это ответ на этот вопрос. ___________________________________ Шаблон. Автор считает… Позиция автора текста однозначна: (далее цитата из текста) Я полностью согласен с мнением автора в том, что… Позиция автора текста не видна явно, но мы можем догадаться, как он относится к данной проблеме, а именно, он считает..

Слайд 20

Определяем позицию автора
И. Маслов считает, что кризисы, возникающие в сознании подростков, совпадают с кризисом ценностных ориентаций в стране. По его мнению, современная молодёжь «очень разношёрстная»; нынешние подростки не хуже и не лучше тех, что были раньше, они просто другие.

Слайд 21

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) 3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2

Слайд 22

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, Или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе 0

Слайд 23

Что такое аргументация
Аргумент – это доказательство вашего тезиса. Необходимо, после формулировки собственной позиции, задаться вопросом: а почему я так думаю? Ответ на это «почему» и будет вашими аргументами. Их не должно быть не меньше 2-ух.

Слайд 24

Что может быть аргументом
Примеры из собственного жизненного опыта Примеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Предположительный пример Обращение к здравому смыслу аудитории Выводы науки

Слайд 25

Подыскиваем аргументы
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что у нас, современных молодых людей, есть как положительные, так и отрицательные качества. Доказательства этой мысли можно найти в художественной литературе.

Слайд 26

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показана пропасть между взглядами молодого поколения и поколения родителей, разность их ценностей и жизненных ориентиров. Ярким представителем молодежи является Евгений Базаров, стремящийся добиться успеха в жизни ценой собственных усилий.

Слайд 27

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0

Слайд 28

Необходимо соблюдать членимость текста, для этого надо писать по плану:
Вступление Формулировка проблемы Комментарий Позиция автора Собственная позиция + аргументы Вывод + заключение ___________________________________ Вступление и заключение не обязательны, но желательны. Комментарий можно соединить в одном абзаце с формулировкой проблемы. Свою позицию можно соединить с авторской. Аргументы можно писать в отдельных абзацах

Слайд 29

Типичные ошибки речевого оформления части С (К5).
Нет плавного перехода от одной микротемы к другой. Отсутствие деления на абзацы (или наоборот – неоправданное выделение нескольких (2 - 3) предложений в отдельный абзац) в основной части сочинения. Сколько абзацев? ??? Сочинение должно быть классически трехчастным: вступление; основная часть (ее желательно разделить на абзацы - микротемы!); заключение.

Слайд 30

Чем закончить?
Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Должно быть коротким и ёмким Должно быть логически связано с основной частью Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть

Слайд 31

Пишем заключение
Таким образом,

Слайд 32

К6. Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0

Слайд 33

Как достичь точности и выразительности речи
Точность речи зависит от умения пишущего отобрать из ряда синонимов наиболее подходящие для данного контекста по смыслу и по стилистической окраске. Чистота речи – это незасорённость её жаргонными и грубыми словами и выражениями. Выразительность речи создаётся с помощью использования различных изобразительно-выразительных средств. Богатая речь характеризуется использованием различных синтаксических конструкций.

Слайд 34

Советы, как получить 2 балла по 6 критерию
Используйте в речи: восклицательные и вопросительные предложения Эпитеты, метафоры, сравнения Вопросно-ответную форму Различные синтаксические конструкции Избегайте повторов

Слайд 35

К 7. Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
допущено не более двух ошибок 2
допущено три-четыре ошибки 1
допущено более четырёх ошибок 0

Слайд 36

К8. Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3
допущено одна–три ошибки 2
допущено четыре-пять ошибок 1
допущено более пяти ошибок 0

Слайд 37

К9. Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет 2
допущено одна-две ошибки 1
допущено более двух ошибок 0

Слайд 38

К10. Соблюдение речевых норм
допущено не более одной речевой ошибки 2
допущено две-три ошибки 1
допущено более трёх ошибок 0

Слайд 39

К11. Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (одна и более) 0

Слайд 40

К12. Фактические ошибки в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0

Слайд 41

Максимальное количество баллов за всю письменную работу – 24 балла
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

Слайд 42

Желаю успехов на ЕГЭ!