Презентация - Историческая тема в литературе 30-х годов

Историческая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годовИсторическая тема в литературе 30-х годов







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Историческая тема в литературе 30-х годов
На 30-е годы падает расцвет жанра исторического романа.
А. Новиков- Прибой «Цусима»
О. Форш трилогия «Радищев»
В. Шишков «Емельян Пугачев»
С. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда»
А. Чапыгин «Степан Разин»

Слайд 2

Историческая романистика 30-х годов отличалась следующими признаками: преодоление вульгарно – социологических представлений о прошлом подлинно исторический конфликт повествование о подлинной исторической личности сокращение доли художественного вымысла
В. Шишков писал: «Вся пугачевская эпопея (корни, предпосылки, окружение, последствия) сама по себе – готовый сюжет»

Слайд 3

В исторической романистике 30 – х годов происходит расширение тематики, жанровое обогащение романа и усложнение проблематики
Исторические произведения этого периода показывали борьбу народа за национальную независимость страны, этапы формирования русской государственности

Слайд 4

Тематика исторической романистики 30-х годов: тема русской воинской славы тема русского национального характера тема революционного прошлого России тема освободительной борьбы историческая трагедия выступлений народных масс
Поход Ермака в Сибирь («Гуляй Волга!» А. Веселый), разинское движение («Гуляющие люди А. Чапыгин), эпоха крестьянских войн конца 18 в. («Емельян Пугачев» В. Шишков , «Радищев» О. Форш), русско-японская война («Цусима» А. Новиков-Прибой), первая русская революция 1905-1907 г. («Грач – птица весенняя» С. Мстиславский)

Слайд 5

Система героев исторической романистики 30-х годов: образы народных героев – борцов за свободу, образы государственных деятелей образы ученых и деятелей культуры образы полководцев, возглавлявших национально – освободительные войны
Характеристика крупных исторических деятелей, оценка событий дается через призму народного восприятия

Слайд 6

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич
1883-1945
Мы связаны большими нитями с нашей историей… И чтобы понять многое из свершающегося теперь, необходимо заглянуть в прошлое»

Слайд 7

Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и романе «Пётр Первый».
Рассказ «День Петра» Роман «Пётр Первый»
…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей… Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные… Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал. …Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью. …Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.

Слайд 8

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.» «Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).

Слайд 9

Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи? Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)

Слайд 10

Работа с текстом.
Как Толстой изображает становление личности Петра?

Слайд 11

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

Слайд 12

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

Слайд 13

А.Н.Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию»
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя

Слайд 14

Средства раскрытия образа Петра:
приём «внутреннего жеста»; приём контраста; речевая характеристика.

Слайд 15


Интерес к образу Петра А. Толстой пронёс через всё творчество; взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения; в романе «Пётр Первый» А. Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований; в романе отражена противоречивость деятельности Петра; наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика

Слайд 16

Работа с текстом.
Докажите, что Россия нуждалась в преобразованиях.

Слайд 17

Работа с текстом.
Отразил ли Толстой противоречивость деятельности Петра?

Слайд 18

Работа с текстом.
Какие художественные средства использовал автор при создании образа Петра?

Слайд 19

Особенности речи Петра:
эмоциональность; лаконичность; образность; близость к народной.

Слайд 20

Работа с текстом.
Почему Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России?