Презентация - С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»

С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»С городского конкурса «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Городской конкурс «Духовные ценности народов России» Номинация: «Частица Неба на Земле» Работу выполнила: ученица 6 «Б» класса МБОУ «СОШ №10» Репникова Яна Александровна Руководитель: учитель географии Сергеева Т.В.

Слайд 2

Немного о себе
Я учусь в МБОУ «СОШ № 10» г. Майкопа в 6 «Б» классе. Решила сделать проект и выбрала один из самых красивых монастырей России-Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский. Это Четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле, который мы вместе с мамой посещаем уже 3 года.
Счастлив тот, кто пробудет у убогого Серафима в Дивеево от утра до утра. Ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место". (преп. Серафим Саровский)

Слайд 3

Слайд 4

Нижегородская и Арзамасская епархия  Тип: Женский Дата основания 1780-е Основные даты: В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля 1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем. 21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.
Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь
29 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл

Слайд 5

История основания монастыря
Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря (матушка Александра) и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой святой обители. В 1760 году матушка Александра не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... - сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. - И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
Явление Божией Матери Агафье Мельгуновой (матушке Александре)
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

Слайд 6

Серафим Саровский
Святой преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Всех поражали в будущем
подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Когда он подрос, то объявил матери о своём заветном желании посвятить жизнь служению Богу и вступить на путь иночества. Мать благословила сына медным крестом, который он носил на груди до конца своей жизни. Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Мошнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский. В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени
преподобный поселился в одинокой лесной келье. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, которого преподобный кормил хлебом. Постепенно слава о нем стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от молитвы. Он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей. Господу было угодно поставить его на служение в высшем монашеском подвиге ─ старчестве. Отныне двери его кельи были открыты для всех, кто жаждал духовного окормленья.
Постоянно занятый нуждающихся в нём, отец Серафим уделял время для забот о находившейся поблизости Дивеевской женском общине.
Благословение матери на уход в монастырь
Моление на камне

Слайд 7

Мельничная община
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. Именно ему матушка Александра завещала опекать ее сироток после своей кончины. По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова, в нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
Серафимо-Дивеевский монастырь
Вид на монастырь литография

Слайд 8

Расцвет монастыря и прославление преподобного Серафима
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. Огромное количество людей посещали Дивеево, получали исцеление по молитвам старца Серафима. Государю – императору Николаю II Серафим (Чичагов) подал книгу по собранному материалу наиболее достоверно отражающей все события, происшедшие в обители, охватывая период с 1705 по 1895 годы и жизнеописание старца Серафима Саровского. Чичагов говорил по вопросу открытия мощей Преподобного. Но при обсуждении этого вопроса в Святейшем Синоде поднялась страшная смута. Практически весь Синод был против. Куда ехать? Зачем? Мощей нетленных нет, только кости. Ехать в глушь, в лес!!! «Возникшие сомнения и споры вокруг канонизации Преподобного Серафима были уделом образованной части общества. Среди простого народа в святость и чудодейственность мощей Преподобного Серафима Саровского, воды его источника была непоколебимой. Такой же она было и у Государя».
«В докладе, составленном комиссией после освидетельствования и подписания акта, приведены были результаты расследования о чудесных знамениях и исцелениях, явленных от мощей и по молитвам отца Серафима. На этом докладе, представленном на монаршее усмотрение, Государь Император [26 января 1903 года собственноручно] написал: “Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления”». Всем сомнениям положили конец слова, начертанные Государем: “Немедленно прославить”.

Слайд 9

Саровские торжества. Император Николай II принимает участие в перенесении мощей новопрославленного преподобного Серафима Саровского 1903 г.
1 августа 1903г. состоялись торжества прославления преподобного Серафима Саровского с участием Императора Николая II и Царской Семьи.
Присутствие Государя на Саровских торжествах придало им поистине всенародный характер. Сбылось пророчество Преподобного Серафима Саровского: «Вот какая радость то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся фамилия».

Слайд 10

После прославления Серафима Саровского в лике святых и первой годовщины рождения цесаревича Алексея - то есть в 1905 году , дивеевскими сестрами была посажена лиственница. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Слайд 11

Святыни монастыря
Одна из ярчайших святынь Дивеева – Святая Канавка. Сам преподобный Серафим Саровский говорил о Святой Канавке: "Потому она так вырыта, что это та самая тропа, где прошла Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли!... Она, Матерь-то Божия, все это место обошла! ...Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста "Богородиц" прочтёт, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев! " Эту Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила, так что когда и антихрист - то придёт, то Канавка эта не допустит его туда! " « Будут к нам приезжать посетители, глинку - то с нее брать будут у вас на исцеление, и будет нам она вместо золота! " Ныне число молящихся, прибывающих со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья, на Святой Канавке, в отдельные дни, достигает нескольких тысяч человек. Здесь молятся о матушке России.

Слайд 12

5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул:«От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!» В 1864 году Елизавета Алексеевна Ушакова, наконец, приступила к постройке собора. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, видели над собором необыкновенный свет. В течение десяти лет собор был снаружи окончен, и Преосвященный Иоанникий решил освятить его, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской - 10 августа. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Нижегородский епископ Иоанникий определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Что на это было изволение Божие, подтвердилось особым знамением, когда при воздвижении креста в 1874 году на виду всех присутствующих над крестом в вышине вились три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
Троицкий собор
После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. Её брату, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства, так как она была предназначена для постройки пятиглавого собора, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то, какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Слайд 13

Рака со св. мощами преподобного Серафима Саровского
Именно в этом соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского
Вещи преподобного Серафима Саровского

Слайд 14

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление» или «Всех Радостей Радость», как называл ее отец Серафим, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка. На этом образе Богородица изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.
Образ иконы, который сейчас находится в Троицком соборе Серафимо - Дивеевского монастыря, написан дивеевскими сестрами на рубеже XIX и XX веков с серафимовской иконы и принял на себя ее чудотворные свойства.

Слайд 15

Святые жены Дивеевские
По предсказанию преподобного Серафима, Дивеевские подвижницы схимонахиня Марфа и монахиня Елена за свои труды и подвиги ради Господа удостоились нетления. Так же нетленными были обретены мощи и первоначальницы Дивеевской обители матушки Александры. С 2000 года в храме Рождества Богородицы покоятся мощи преподобных жён Дивеевских – первоначальницы обители матушки Александры, монахинь Марфы и Елены.

Слайд 16

В церкви во имя иконы Казанской Божией Матери покоятся мощи св. блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».
Пелагея Ивановна Серебренникова По завету Серафима Саровского стала юродивой и после его смерти оберегала сестер обители
Паша Саровская сменила в монастыре после смерти Пелагею Ивановну. Во время прославления преподобного Серафима Саровского ее посещали Император Николай II с супругой Александрой Федоровной
Мария Ивановна духовно окормлялась у Паши Саровской, после ее смерти стала последней блаженной монастыря. Предсказывала возрождение святой Дивеевской обители

Слайд 17

Святые источники
Известность о Дивеевских источниках давно и далеко вышла за пределы родной земли. Они, эти источники, одна из жемчужин Дивеевской обители, Русского Православия. Вода источников имеет чудодейственную силу, в них Благодать Божия.
Казанский источник
Казанский источник находится на крутом берегу местной речушки Вичкинзы, к северу от Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь, на месте источника – окраина села Дивеева. Благотворное воздействие воды на здоровье человека известно было окрестным жителям издавна. Около 1765 года в Дивееве по промыслу Божьему поселяется богатая владимирская помещица, вдова полковника Агафья Семеновна Мельгунова, в схиме матушка Александра, которая стала строить Казанскую церковь в селе Дивеево. По народному преданию известковый камень для строительства приходской Казанской церкви брался у источника, что ныне находится при поселке Северном. Отсюда пошло и название источника – Казанский.
Святой источник Матушки Александры расположен в пойме речки Вичкинзы. При жизни матушка Александра своими руками вырыла источник, который после ее смерти стал проявляться чудодейственными свойствами. Сюда приносили больных детей и служили водосвятные молебны. Источник матушки Александры особо почитаем у женщин, поскольку считается, что вода из него способна исцелить многие женские болезни.

Слайд 18

Источник Преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка
О происхождении этого источника местные жители рассказывают так: “Саровская пустынь была огорожена колючей проволокой, там находился военный объект, который строго охранялся. Свободного прохода по территории, естественно, не было. Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего в том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Военные спросили его: ”Дедушка, что ты здесь делаешь? “ Но старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушёл. На том месте из трёх точек забила вода.
Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. Позже в этом районе охрана неоднократно видела Преподобного с посохом и в белом балахончике. В начале 60-х годов 20 века об источнике стало известно, и многие начали потихоньку ездить к нему за водой и купаться. Близкое соседство саровской запретной зоны делало эти посещения особенно опасными, но это не могло остановить поток людей, который со временем только увеличивался. Это беспокоило военное начальство, и в начале 80-х годов власти отдали распоряжение засыпать источник. Но Батюшка Серафим сам встал на защиту своего источника. Он явился одному из экскаваторщиков и предостерег его от выполнения такого бездушного и богопротивного приказания. Напоследок старец сказал ему: “А всё-таки ты не засыплешь!" Все вышло по слову Преподобного. Ковш экскаватора беспомощно скользил по земле, словно по твердому камню. Сколько ни мучился машинист, так и не смог зачерпнуть ни ковша .

Слайд 19

Кременовский источник Явленный
Источник находится примерно в километре от большого русского села Кремёнок. Известностью пользуется из давних времён. Одно из них берёт своё начало с далёкого 16-го столетия. Во времена разинского восстания в Кремёнках сконцентрировалось несколько мятежных отрядов разинцев. Сюда же из Арзамаса прибыл большой отряд регулярных царских войск, чтобы разбить повстанцев. Рассказывается, что накануне этого сражения (было 9 октября 1670 года) в предзакатную пору водное зеркало подернула красная плёнка заката, а в ней ясно проявился лик Божией Матери. Она плакала. Тот, кто находился в это время у родника, предрёк, что Заступница оплакивала восставших. Так оно и произошло: битва закончилась с большими жертвами, повстанцы были разбиты. Отсюда и пошло название источника - Явленный.
Источник Святителя Спиридона Тримифунтскогов селе Суворово
Сегодня уже никто и не берется сказать точно, когда появился этот родник. Старожилы села говорят, что известен он был ещё с конца прошлого века, однако имеются сведения, что, возможно, появился он задолго до указанного времени. Во времена советской власти, когда рушились церкви, взрывались храмы, а святые обители передавались под мирские нужды, источник Спиридона Тримифунтского был заброшен и за ним долгое время никто не ухаживал. Поэтому ничего удивительного в том, что он в скором времени пришел в запустение и долго находился в плачевном состоянии, нет. Лишь совсем недавно, а именно 2009 году, когда в России вновь стало возрождаться духовенство, заново началось обустройство и святого родника. Силами жителей села возле источника был установлен деревянный крест, а над самим источником был установлен сруб.

Слайд 20

Есть место такое в России, Где Пасху средь лета поют. И мир, о котором просили, Росою туманы прольют. Где небо так кажется близко, И нет невозможного там, А солнце спускается низко И песню играет цветам. Где ширью красивы просторы, И чистые бьют родники. Замолкнут ненужные споры, И станут дороги легки. Удел Богородицы дивный –  Дивеево с тайной простой. Свет тихий, святой, неотмирный... И луч на росе золотой...
Благодарю за внимание
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле...»
Д.С.Лихачев