Презентация - ФГОС основного общего образования: методология, структура, требования

ФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требованияФГОС основного общего образования: методология, структура, требования







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ФГОС основного общего образования: методология, структура, требования

Слайд 2

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике

Слайд 3

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Слайд 4

Проблемы российского образования
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Слайд 5

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ!
СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!

Слайд 6

Стандарты и новая парадигма управления
Управление «на входе» (ресурсы)
Управление «на выходе» (результаты)
Обеспечение качества путем разного рода предписаний (программ, методичек, учебных планов и т.п.), то есть ресурсов (качественные учебники, оснащение школы …)
Стремление сделать качество результатов видимым и постигаемым, то есть приведение результатов в измеримое состояние, а использование ресурсов эффективным

Слайд 7

ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами
НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий

Слайд 8

Требования к кадрам, финансам, оборудованию и и т.д.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС?
ФГОС – это совокупность требований к
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ реализации
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ (конкретизируют, дополняют, регламентируют, создают правовую основу ФГОС)
БОП когда, что и сколько изучать
Фундаментальное ядро что знать к окончанию школы
Модель оценки как оценивать результат
Примерные рабочие программы по предметам что должно быть изучено
Программа развития УУД чему должны научиться на всех предметах
Федеральный перечень учебников какими книгами пользоваться
Программа духовно-нравственного развития и воспитания какие ценности вырастит в себе ребенок

Слайд 9

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира
Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия
Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация
ФГОС: новый образовательный результат
Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 10

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату?
Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот
ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

Слайд 11

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогресс в личностном развитии

Слайд 12

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
ФГОС: I. Общие положения. п. 5

Слайд 13

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

Слайд 14

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как учить? обновление средств обучения
Ради чего учить? ценности образования
Чему учить? обновление содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
формирование универсальных способов действий

Слайд 15

Системно-деятельностный подход предполагает:
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Слайд 16

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом
Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки
Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
Оценивается
В образовательном процессе реализуется

Слайд 17

Базовые образовательные технологии: подходы к отбору
Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

Слайд 18

Базовые технологии стандартов второго поколения
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Слайд 19

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества
Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Слайд 20

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»
Базовые образовательные технологии
Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность
образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Слайд 21

Учебные ситуации: подходы
структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

Слайд 22

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Слайд 23

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу»; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

Слайд 24

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

Слайд 25

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры
Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и литература: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Естествознание: Дневник наблюдений

Слайд 26

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательные технологии
Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

Слайд 27

Базовые образовательные технологии
Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

Слайд 28

Базовые образовательные технологии
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

Слайд 29

Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески
Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту
Уровневый подход

Слайд 30

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Слайд 31

Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Слайд 32

Портреты выпускников
Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ