Презентация - Философская формула о глубинной связи человека и природы

Философская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природыФилософская формула о глубинной связи человека и природы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Философская формула о глубинной связи человека и природы
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин
Коллективный проект учащихся 6 класса, учитель Чухряева Н.Н.

Слайд 2

Актуальность исследования
Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба. Поэт Василий Фёдоров писал: Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И ввести Непогрешимый Культ природы.

Слайд 3

Актуальность исследования
Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Реклама-призыв?

Слайд 4

Цель:
раскрыть иносказательность и символику пришвинского произведения.

Слайд 5

Задачи:
показать единство человека и природы; понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации; раскрыть особенности жанра произведения; исследовать гуманистическое звучание рассказа; выяснить метафорический смысл названия произведения.

Слайд 6

Предмет и объект исследования
Предмет: Произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Объект: сказка-быль, её художественные особенности.

Слайд 7

Гипотеза (предположение)
произведение пронизано тонким философским подтекстом: размышлениями о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.

Слайд 8

Методы исследования
Групповая работа: «Лингвисты», «Литературоведы», «Топографы», «Художники», «Кинологи», «Ботаники». Анализ произведения.

Слайд 9

Основное содержание и результаты исследования

Слайд 10

Проблемный вопрос
Для чего Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?

Слайд 11

ЛИНГВИСТЫ
Быль – это … Сказка – это …

Слайд 12

1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы. Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Слайд 13

- Что можно считать былью в этом произведении?
история осиротевших во время войны детей; город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи; естественнонаучные открытия: горючее вещество – торф.

Слайд 14

ХУДОЖНИКИ

Слайд 15

Что можно считать сказкой в этом произведении?
природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата); название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины» (герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места); поучительный смысл :«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»(надо жить дружно, заботиться друг о друге).

Слайд 16

ХУДОЖНИКИ
Сорока, Шихова Юля
Тетерев-косач, Шихова Юля
Ель и сосна
Блудово болото

Слайд 17

Что можно считать сказкой в этом произведении?
сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились); выбор пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать; присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон; предмет-помощник – это компас; добро побеждает зло.

Слайд 18

ХУДОЖНИКИ
«Лежачий камень»,Суйчи Диана
Волк
Ворон
Возвращение Насти и Митраши

Слайд 19

Вывод 1
Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве.

Слайд 20

ТОПОГРАФЫ
Маршрут Насти и Митраши
Бабенко Настя

Слайд 21

Проблемный вопрос
Каждый пошёл своей тропой. Почему? Как природа помогает понять настроение спорящих детей? Как изменяется солнце? Что происходит в природе после ссоры детей?

Слайд 22

«Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».

Слайд 23

Вывод 2
Автор словно подготавливает нас к предстоящим взаимоотношениям героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

Слайд 24

Путь Митраши
Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота, убил Серого Помещика. Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса.

Слайд 25

Проблемный вопрос
Смогли растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте? Кто помог мальчику выбраться из болота? А какой породы была Травка?

Слайд 26

«Ёлочки-старушки»
«Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах».

Слайд 27

«Трава-белоус»
«Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус –неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»

Слайд 28

КИНОЛОГИ
Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки.
Травка

Слайд 29

Вывод 3.1
«Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

Слайд 30

Путь Насти
Настя отправляется совсем в другую сторону. Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву.

Слайд 31

Ботаники
«Клюква обыкновенная, болотная. Произрастает на верховых болотах в виде стелющихся укореняющихся кустиков на почти лежащих цветоносах, на которых и образуются крупные красные ягоды, кажущиеся прямо лежащими на мху. Весной после схода снега можно собирать оставшуюся зимовать подснежную клюкву, более сладкую».

Слайд 32

Ботаники (Молчанова Дарья)
«Клюква – группа цветковых растений семейства вересковые, объединяющая вечнозеленые стелющиеся кустарники, растущие на болотах в Северном полушарии. Ягоды всех видов клюквы съедобны, активно используются в кулинарии и пищевой промышленности. Плод – шаровидная, эллипсоидальная и яйцевидная ягода красного цвета. Размер ягоды, выросшей на болоте, достигает 16 мм. Для клюквы характерна орнитохория: плоды поедаются птицами, которые переносят её семена на большие расстояния. Ежегодно одно растение образует несколько сотен ягод.» (Научное описание)

Слайд 33

Ботаники (Кустова Руслана)
«Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая – самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она пролежит зиму под снегом.» (Художественное описание, «Кладовая солнца»)
Клюква, Кустова Руслана

Слайд 34

Проблемный вопрос
Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре?
Клюква, Суйчи Диана

Слайд 35

Вывод 3.2
У Пришвина художественное описание клюквы. Он описывает ягоду с любовью.

Слайд 36

Настя и Лось
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя.

Слайд 37

Вывод 3.3
Это противопоставление подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека.

Слайд 38

Настя и пень
Настя Пень
Собирает ягоду для себя Собирает тепло для других , чтобы отдать его, когда уйдёт солнце

Слайд 39

Настя и змея
Настя Змея
Девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло». Девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».
Девочка испугалась. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась».

Слайд 40

Проблемный вопрос
Кто заставил Настю встать на ноги? Кто приходит на помощь «Курочке на золотых ножках» ? Что сделала Настя с ягодой? О чём это говорит?

Слайд 41

Вывод 3.4
Природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.

Слайд 42

Литературоведы (Карева Лена)
Какова роль уменьшительно-ласкательных суффиксов, сравнений и олицетворений?
суффиксы сравнения олицетворения
мужичок, хвостик, коротенький, детишки… как Золотая Курочка, как золотые монетки… деревья стонали, выли…

Слайд 43

Вывод 4
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит об авторской любви к своим героям, о любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.

Слайд 44

Проблемный вопрос
«Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь» Любовь
к Родине к людям к природе к труду к познанию неизведанного

Слайд 45

Проблемный вопрос
Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни? А вы поняли?

Слайд 46

Практическая значимость
Теперь я знаю, что любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

Слайд 47

Выводы
Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя при этом своих лучших человеческих качеств. Кладовая солнца – это и Блудово болото с его торфяными запасами, и вся природа с великими сокровищами жизни.

Слайд 48

В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви.

Слайд 49

Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.

Слайд 50

Реклама
Суйчи Диана

Слайд 51

1
5
4
3
6
2
Птицы, чей шумный голос назван стрёкотом или треском, по народным приметам они приносят новости. 2. Какая птица озвучена «дрон-тон» и упоминается в песне, которую поёт Митраша? 3.Первое слово в названии произведения. 4.Имя главной героини. 5.Что солили в кадушечках, которые делал Митраша? 6.Как называлась трава на болоте, которая предупреждала Митрашу?
с о р о к а
в о р о н
к л а д о в а я
н а с т я
о г у р ц ы
б е л о у с

Слайд 52

1
2
3
4
5
6
7
Кого увидела Настя на пеньке? Одно из двух деревьев, которые срослись между собой. Как называлась трава на болоте, которая предупреждала Митрашу? Как звали собаку Антипыча? Как звали тетерева? Куда хотела попасть Настя, чтобы собрать много ягод? Что взял с собой Митраша, чтобы выйти из леса?
г а д ю к а
с о с н а
т р а в к а
б е л о у с
к о с а ч
п а л е с т и н к а
к о м п а с

Слайд 53