Презентация - Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»Уроки доброты по рассказу Л.Н. Толстого «Бедные люди»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мастерская творческого письма

Слайд 2

Подготовка к сочинению-воспоминанию «Спешите делать добрые дела!».
Л. Н. ТОЛСТОЙ

Слайд 3

Цели:
Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви; Формирование коммуникативных навыков, умения выделять главное в сообщении учи- теля и учащихся, составлять устные выска- зывания на заданную тему. Развитие нравственно-эстетических пред-ставлений учащихся в ходе выявления лек-сического значения слов добро, доброта, работы со словарями, составления устных высказываний.

Слайд 4

Метапредметные результаты
умение организовать учебное сотрудничество и со-вместную деятельность с учителем и сверстниками; Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо-вания позиций и учета интересов; Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Воспитание квалифицированного читателя со сфор-мированным эстетическим вкусом, способного аргу-ментировать своё мнение и оформить его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.

Слайд 5

Предметные результаты
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение понимать и формулировать тему, идею, нравст-венный пафос литературного произведения. Собственная интерпретация изученных литературных произведений. Написание творческих работ. Понимание роли изобразительно-выразительных языко-вых средств в создании художественных образов лите-ратурных произведений.

Слайд 6

Личностные результаты
Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Самопожертвование во имя добра и любви.
СОВЕРШЕНСТВО
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ДОБРОТА

Слайд 7

Л.Н. Толстой «Что такое искусство?»

Слайд 8

Викто́р Мари́ Гюго 1802-1885

Слайд 9

И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» (1842)
А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери в Ко (Франция)» (1859)
Сравните описание событий в рассказе и на репродукциях картин

Слайд 10

И.К.Айвазовский «В бурю». 1872 г.
И.К.Айвазовский «Буря». 1886 г.
Сравните описание событий в рассказе и на репродукциях картин

Слайд 11

Анализ рассказа
Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Расскажите об отношении Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики? Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа. Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ.

Слайд 12

Вопросы для работы в группах
1 группа - Какие детали подчёркивают крайнюю бед-ность семьи Жанны? Выпишите ключевые слова и сло-восочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? 2 группа - Расскажите об отношении Жанны к мужу. Составьте синквейн на тему взаимоотношений Жанны с мужем. 3 группа – Какие детали указывают на бедственное по-ложение семьи Симон? Запишите их. У кого из героев рассказа есть имена? Как вы думаете, почему? 4 группа - Попытайтесь дать собственную оценку ре-шению Жанны и её мужа. Есть ли глубинная, внутрен-няя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развернутый ответ.

Слайд 13

Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин
Л. Галле. Семья рыбака (1848)
И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

Слайд 14

Сравните описание деталей быта в рас-сказе и на репродукциях картин
В.М. Максимов. Бедный ужин (1879).

Слайд 15

Ответь на вопросы:
• Как вы оцениваете решение Жанны и ее мужа?
Жанна и ее муж любят и понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно — любить людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро, ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
• Можно ли отнести это прозаическое переложение стихотворе-ния В. Гюго к жанру стихотворений в прозе? Аргументируйте свой ответ.
Это небольшое прозаическое произведение напоминает по своему характеру лирическое стихотворение, но лишено сти-хотворной организации речи. Помимо этого, можно выделить ряд типических признаков, присущих стихотворению в прозе: краткость, изображение характера в отдельном его проявле-нии, а не в относительно законченном кругу событий, повы-шенная выразительность повествовательного строя речи, ритмичность речи.

Слайд 16

Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах.
1 этап • Задание 1 группе. Найдите в словаре слова с корнем -добр-. Прочитайте список в классе.
Добро, добродетель, добродушный, доброжелатель, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, добрый, добряк.
• Задание 2 группе. Найдите в словаре толкования слова добро, доброта. Прочитайте их в классе.
1. ДОБРО, -а; ср. 1.Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торже-ствует над злом. От завистливого человека добра не жди. Желать добра кому-л. Не к добру (о чём-л., предвещающем беду, несчастье). Быть, находиться за пределами добра и зла (о чём-л., что не вме-щается в эти понятия). * От добра добра не ищут (Посл.). Нет худа без добра (Посл.). // Хорошее, доброе дело, поступок. Делать д. Помнить д. Отплатить добром за зло. 2. собир. Разг. Вещи, имущество, скарб. Добра наживать. Уложить всё добро в повозку. Своё, чужое д. Много добра (у кого-л.). 3. Пренебр. О чём-л. плохом, негодном, ненужном. Этого (такого) добра и даром не надо. ◊ Добро пожаловать! Приветствие гостю, участникам чего-л., прибывшим куда-л. Добро пожало-вать на наш праздник! Дать, получить добро (на что). Дать, получить разрешение, согласие на что-л. Дать д. на вылет. Хирург просил у главврача разрешения на операцию и получил добро. < Добром, нареч. Разг. 1.По-хорошему. Кончить дело д. Поминать кого-л. д. -2. По своей воле, без принуждения. Д. отдай. Добришко, -а; ср. Уничиж. (2-3 зн.). 2. ДОБРО. I. нареч., в функц. безл. сказ. Разг. Хорошо. Ты уже всё сделал? Ну и д. II. частица. Нар.-разг. Употр. при подтверждении, одобрении чего-л., согласии с чем-л.; ладно, пусть, так. Д.! сделаю всё, что ты просишь. < Добро бы; добро б, в зн. союза. Разг. Выражает условно предположительное допущение; если бы, пусть бы. Д. бы ещё слышал что-нибудь, а то совсем глухой стал. Д. бы важная персона, а то грузчик простой! ДОБРО... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: добрый. Добросердечие, бропорядочность, доброезжий.

Слайд 17

Подготовка к сочинению «Спешите делать добрые дела!». Работа в группах.
2 этап • Задание 1 группе. Прочитайте -высказывания Л.Н. Тол-стого, объясните их значение. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». • Задание 2 группе. Прочитайте высказывания Л.Н. Толс-того, объясните их значение. «Делая добро, будь благодарен за это». «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».

Слайд 18

Домашнее задание
Написать сочинение-воспоминание о добрых делах. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого?». Подобрать к своему сочинению эпиграф. Индивидуальное задание Подготовить экскурсию в Литературно-мемориальный музей В. Г. Короленко Групповые задания 1 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые вы совершили в своей жизни. Поделитесь с товарищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе. 2 группа. Вспомните о тех добрых делах, которые для вас совер-шили ваши родственники, друзья, знакомые. Поделитесь с то-варищами воспоминаниями. Расскажите о наиболее интересном случае в классе. Выступление с сообщениями о наиболее интересных случаях.