Презентация - Морис Равель «Болеро»

Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»Морис Равель «Болеро»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Презентация на тему: Морис Равель «Болеро» Обысова Т.Г. Учитель музыки МБОУ «СОШ № 15» г. Новомовсковск Тульская область.

Слайд 2

МОРИС РАВЕЛЬ

Слайд 3

1928 г.
БОЛЕРО

Слайд 4

Родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Интерес к импровизации, появился у Равеля после знакомства с творчеством экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. На последнем году обучения он попал в класс к Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии — «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».
О Морисе Равеле:

Слайд 5

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.

Слайд 6

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны».

Слайд 7

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Слайд 8

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением — балетом «Жанна д'Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Слайд 9

«Старинный менуэт» (1895) «Павана на смерть инфанты» (1899) «Игра воды» для фортепианно (1901) «Отражения» для фортепиано (1905) «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907) «Испанский час», опера (1907) «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи» для фортепиано (1908) «Дафнис и Хлоя», балет (1912) «Могила Куперена» (1917) «Дитя и волшебство», опера (1925) «Болеро» для симфонического оркестра (1928) Концерт № 1 соль мажор для фортепиано и симфонического оркестра Концерт № 2 ре мажор для фортепиано (левой руки) и симфонического оркестра, посвящён Паулю Витгенштейну  
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОРИСА РАВЕЛЯ.

Слайд 10

Танец, возникший в конце XVIII века (по некоторым источникам, создан около 1780 г. танцовщиком Себастьяном Сересо), сопровождался пением и игрой на гитаре и барабане. Характерные музыкально-ритмические фигуры подчеркивались стуком кастаньет. В первые годы существования болеро называли «апофеозом нежности», но вскоре танец драматизируется, насыщаясь духом рыцарской героики.
БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Слайд 11

Как правило, болеро состоит из 5 частей. 1 часть — хореографическое изображение прогулки. В средней части, импровизационной по характеру, танцующие поочередно демонстрируют свое искусство. Особенной сложностью отличаются «полетные» по характеру движения мужчин, благодаря которым, полагают исследователи, танец и получил название «болеро» (испанское volar – кружиться – в простонародной речи превратилось в bolar).

Слайд 12

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

Слайд 13

В 1-й половине XIX века болеро, обычно исполнявшееся в Испании в дни народных праздников на улицах и площадях, переходит на сцену. Интерес к жанру начинает проявляться и за границей: танец включается в балеты и оперы, вдохновляет композиторов на создание многочисленных песен и романсов, а также инструментальных произведений.

Слайд 14

Вид большого симфонического оркестра, исполняющего "Болеро", едва ли не одно из самых ярких музыкальных зрелищ. Мало кто помнит, что первоначально эта музыка предназначалась для балета. Но, преодолев границы жанров так же, как критику и самокритику, "Болеро" остаётся самым "массовым" явлением симфонической культуры.

Слайд 15

Состав инструментов. Сначала звучат деревянные духовые – флейта, кларнет, гобой, фагот.

Слайд 16

Постепенно к ним присоединяются группы медных духовых труба с сурдиной,
саксофоны – это новые инструменты, в основном использовавшиеся в джазе,

Слайд 17

затем валторна и челеста

Слайд 18

Солирующий тромбон, трубы.

Слайд 19

В конце «Болеро» исполняется ритмический пульс всем оркестром (тутти).
Здесь-то и вступают мощные ударные инструменты: тарелки, большой барабан, огромный гонг (там-там)

Слайд 20

Вот как характеризует “Болеро” сам композитор (Равель): Особенность «Болеро» состоит в неизменности. ‘Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном умеренном темпе; она построена на упорном повторении одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых все время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем – это все нарастающее оркестровое crescendo’.

Слайд 21

Сам Равель видел в этой музыке большую танцевальную сцену, разворачивающуюся на открытом воздухе, с участием огромной толпы народа. «Болеро» не раз ставилось на сцене в виде балета. По мнению самого Равеля в декорацию надо было включить корпус завода с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец. Почему такое представление было у самого Равеля? Скорее потому, что во время своего путешествия по Рейнской области он побывал на нескольких больших заводах, которыми он постоянно восторгался, а точнее, эти заводы стали его пристрастием. На один из таких заводов, перед которыми он любил гулять, Равель указывал: «Завод из «Болеро»». И, безусловно, что в кажущейся механичности движения (из-за многократного повторения двух тем) постепенно раскрывается образ грандиозного массового танца-шествия. Музыка производит гипнотизирующее, завораживающее впечатление.  

Слайд 22

Н. Заболоцкий называет «Болеро» «священным танцем боя»: Но жив народ, и песнь его жива, Танцуй, Равель, свой исполинский танец. Танцуй, Равель, не унывай, испанец! Вращай, история, литые жернова! Будь мельничихой в грозный час прибоя! О, Болеро, священный танец боя!

Слайд 23

А вот несколько парадоксальных ситуаций, высказываний, связанных с историей этого сочинения. Морис Равель: «"Болеро" – мой шедевр? К несчастью, это пустая музыка!». После одного из исполнений "Болеро" неизвестная композитору дама воскликнула: "Сумасшедший!". Равель, усмехнувшись, произнёс: "Она поняла!" Морис Равель – Джорджу Гершвину: «Будьте осторожны, вы кончите тем, что напишете "Болеро"!».