Презентация - Тема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

Тема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. МаяковскогоТема любви в творчестве А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация по ЛИТЕРАТУРЕ на тему любви в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

Слайд 2

1. Александр Александрович Блок – крупнейший поэт – символист
В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного чувства).

Слайд 3

Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока “Прекрасная Дама”. Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901 г.), названный “Стихи о Прекрасной Даме”. Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков: О легендах, о сказках, о мигах: Я искал до скончания дней, В запыленных, зачитанных книгах Сокровенную сказку о Ней.

Слайд 4

«Стихи о Прекрасной Даме» первая книга А.Блока. 1904 - 1905
Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив, Я любил твоё белое платье, Утончённость мечты разлюбив… Приближений, сближений. Сгораний – Не приемлет лазурная тишь… Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. 13 мая 1902

Слайд 5

В стихотворении “Незнакомка”, принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, “тлетворного духа”, “женского визга” и “детского плача”, “бессмысленного диска” солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с “глазами кроликов” и самого поэта, разочарованного и ищущего “истины в вине”, предстает образ незнакомки. Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы “темной вуали”, “глухих тайн”, “синих бездонных очей”, “очарованного берега и дали”. “Ключ” к “сокровищу” ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь “страшного мира”.

Слайд 6

«Незнакомка»
…И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль…

Слайд 7

В стихотворении “Перед судом” А. Блок “рыдает” над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей “до края”. Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь “блаженных краев” и теперь скатившейся в бездну. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить: О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе... Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (1908 г.) Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. А. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.

Слайд 8

Решающей темой в поэме А. Блока “Двенадцать” является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька - продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку “босяк” убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, она все равно женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но самую сокровенную часть души.

Слайд 9

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви. Великой любви к женщине, к родине... Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества.

Слайд 10

Где-то за садом несмело Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт.
2. Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта.

Слайд 11

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре. Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри черные змейно трепал ветерок Мне хотелось в мерцании пенистых струй С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй. Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.

Слайд 12

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.

Слайд 13

Августа Миклашевская
В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана». Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.

Слайд 14

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина. В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла -попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны.

Слайд 15

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Слайд 16

Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.
Философичность любовной лирики

Слайд 17

«Жажда человеческой нежности» - явление непреходящее, а только изменяющее свои формы. И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя. Чувство, излитое поэтом, принадлежит уже не ему одному – оно становится достоянием многих…

Слайд 18

3. Владимир Маяковский
Грядущие люди! Кто вы? Вот – Я, Весь Боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. 1916 (Ко всему)

Слайд 19

И вот громадный, горблюсь в окне плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая - большая или крошечная? Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любёночек. «Облако в штанах» (1914 год)
Ожидание любви…

Слайд 20

Лиле Брик, первой и главной музе поэта, посвящены три поэмы Маяковского ("Флейта-позвоночник", "Люблю", "Про это"), многие строфы в стихах разных лет, две главы в поэме "Хорошо!"
Любовный треугольник

Слайд 21

Лиличка
Если чего написал, если чего сказал - тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.

Слайд 22

Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек.

Слайд 23

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог. Как слоны стопудовыми играми завершали победу Пиррову, я поступью гения мозг твой выгромил. Напрасно. Тебя не вырву. «Флейта позвоночник» (1919 год)

Слайд 24

Парижская любовь поэта
За Татьяной Яковлевой ухаживали Александр Вертинский и Сергей Прокофьев. А Владимир Маяковский мечтал видеть своей женой…
О романе с Маяковским, случившемся в Париже в 1928 году, стали говорить только спустя сорок лет. Между тем поэт был по-настоящему влюблен.

Слайд 25

"Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"
Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная...
Ты не думай, Щурясь просто Из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, Иди на перекресток Моих больших и неуклюжих рук. 1928г.

Слайд 26

Финал этой истории известен: Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу. Одна из подруг Маяковского Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». Эту женщину он не увидел. А в апреле 1930 года нажал на курок.

Слайд 27

"Письмо товарищу Кострову..."
Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.
Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен - еле-еле волочусь -

Слайд 28

Актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская
Последняя любовь…
Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь Векам истории и мирозданию

Слайд 29

"Всем В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться. Владимир Маяковский.
Предсмертное письмо
Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем.

Слайд 30

В завещании Маяковский назвал Брик женой. Просил: “Лиля, люби меня!” Посвящал ей пятнадцать лет книги, собрание сочинений, всю лирику, за исключением двух стихотворений, адресованных жившей в Париже красавице Татьяне Яковлевой, бежавшей из советской России.
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.

Слайд 31

Спасибо за внимание!