Презентация - Сочинение о роли монолога

Сочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монологаСочинение о роли монолога







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ГИА С2
Сочинение о роли монолога

Слайд 2

Монолог - речь, обращенная к одному или к группе слушателей (иногда к самому себе), не рассчитанная на ответную реакцию другого лица. Монолог используется для передачи информации (сообщение, лекция), убеждения в чем-либо слушателей, побуждения их к действию.
Повторяем теорию

Слайд 3

В монологе наиболее ярко раскрывается личность человека, так как именно в этой форме речи в языковых единицах (морфемике, лексике, синтаксической конструкции и т.д.) закреплено отношение говорящего к действительности; к содержанию сообщения; к адресату.

Слайд 4

коммуникативная направленность (цель говорящего и адресат, т.е. те, для кого произносится монолог); развернутость высказывания; логичность и связность изложения; смысловая законченность.
Признаки монолога

Слайд 5

Типы монологов по содержанию
Монолог-аргументация Доказательство какого-либо факта, эмоционально значимого для говорящего.
Монолог-обвинение Говорящий стремится оказать психологическое воздействие на слушающих.
Монолог-размышление События, о которых повествует говорящий, являются для него эмоционально важными; повествование подчеркивает значительность момента. Эмоциональная напряженность говорящего находит свое отражение в употреблении метафор, сравнений, повторов и т.д.
Монолог-реакция на ситуацию События, о которых повествует говорящий, являются для него эмоционально важными; повествование подчеркивает значительность момента. Эмоциональная напряженность говорящего находит свое отражение в употреблении метафор, сравнений, повторов и т.д.

Слайд 6

Речевые типы монологов и их признаки

Слайд 7

Монолог- повествование Соединение глагольных фраз, в которых соотношением видо-временных форм глагольных сказуемых выражена последовательность действий, движение событий.
Монолог-рассуждение Синтаксические построения, содержащие умозаключение, констатацию фактов и передающие логическую связь явлений (конструкции причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.).
Монолог-исповедь повествовательные формы речи с формами рассуждений.
Монологи разных типов допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных синтаксических конструкций, в т. ч. и конструкций диалогической речи. Монологи разных типов допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных синтаксических конструкций, в т. ч. и конструкций диалогической речи. Монологи разных типов допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных синтаксических конструкций, в т. ч. и конструкций диалогической речи.

Слайд 8

Монолог - это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами.
Это важно!

Слайд 9

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «В монологе раскрываются не только мысли и чувства говорящего, но и его характер».

Слайд 10

Текст

Слайд 11

(1)Когда я заканчивал первый класс, у нас дома появился дядя Сева c пятилетней Ленкой. (2)Он мне не понравился. (3)Не думайте, что я скандалил или дулся открыто. (4)По утрам я говорил ему “здравствуйте”, а вечером – “спокойной ночи”. (5)Я даже стал звать его не “Всеволод Сергеевич”, а “дядя Сева”. (6)По маминой просьбе. (7)Но когда он пытался погладить меня по голове, я шарахался, как от крапивы. (8)Ничего не мог поделать с собой. (9)Да, по правде говоря, и не хотел. (10)А тут еще Ленка! (11)Сразу прилепилась к маме. (12)Будто бы век была ее дочерью! (13)И говорить стала “мама”. (14)Я каждый раз вздрагивал, будто мне за шиворот падал таракан. (15)Мама однажды взяла меня за локти, поставила перед собой и тихо сказала: (16)– Олежка, Олежка… (17)Она же маленькая. (18)А свою маму она и не помнит. (19)Разве ты не понимаешь, как плохо без мамы? (20)Я понимал. (21)Это я прекрасно понимал! (22)Поэтому я проглотил стоявший в горле комок и кивнул. (23)Но хоть сто раз кивни, а ничего не поделаешь, если не проходит обида. (24)Ленку я не обижал. (25)Иногда приходил даже в детский сад за ней. (26)А один раз показал, как делают из бумаги двухтрубные пароходики. (27)Но когда Ленка взяла без спросу моего фарфорового котенка и нечаянно грохнула о пол, я не выдержал. (28)Молча давясь слезами, я достал из-под дивана заброшенный школьный ранец, уложил в него свитер, книжку “Снежная королева”, бутылку с водой, полбуханки хлеба, колбасу, спички. (29)– Ты в школу пойдешь? – подавленно спросила Ленка.

Слайд 12

(30)– Дура, – мстительно сказал я. (31)– Кто это ходит в школу, когда каникулы? (32)Я вытер глаза, щелкнул пряжкой и сунул ноги в мамины резиновые сапоги. (33)А еще взял детскую лопатку и самодельное ружье с тугой резинкой. (34)Не сказав больше Ленке ни слова, я ушел из родного дома. (35)Я решил пойти в дальние леса. (36)Там я вырою землянку. (37)Буду спать на подстилке из пахучей лесной травы, охотиться на зайцев, а по вечерам сидеть у костра, беседовать с верной собакой и читать ей сказку про Снежную королеву. (38)Целый квартал я шагал довольно бодро. (39)Потом решительность моя пропала. (40)В глубине души я прекрасно понимал, что едва ли сумею выкопать настоящую землянку. (41)Чувствовал, что одному у ночного костра будет жутко. (42)А кроме того, мне ужасно жаль было убивать симпатичных зайцев, про которых я знал целую кучу сказок. (43)Но больше всего (чего уж скрывать-то!) мне жаль было покидать маму. (44)Верная собака Джулька (не моя, а общая, уличная) предательски бросила меня, как только я скормил ей последний ломтик колбасы. (45)Я растерянно остановился на перекрестке.(46) Как же быть, в самом деле? (47)Я был бы просто счастлив, если бы сейчас меня увидели мама и дядя Сева. (48)Но мамы и дяди Севы не было. (49)Ничего не оставалось, как продолжать путь. (50)И я побрел дальше… (По В.Крапивину)

Слайд 13

К какому типу монологов можно отнести данный монолог? Что значит исповедь? Подберите синоним к этому слову. (Откровенное признание в чем-либо или чистосердечное изложение чего-либо). Какими чертами характера должен обладать говорящий в этом случае? (Искренность, честность) Назовите типы речи в данном монологе. Докажите свою точку зрения. Мы помним, что «монологи…допускают употребление разговорной и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных синтаксических конструкций, в т. ч. и конструкций диалогической речи». Почему, на ваш взгляд, именно таковы языковые признаки монолога? Что стало причиной появления этого монолога? Какими чувствами был движим рассказчик? (Ревность, обида)
Работаем с текстом

Слайд 14

Как в языке текста можно увидеть, что рассказчик очень ревниво отнесся к появлению Ленки в его семье? Морфемика - ЛенКа (предл.1); Синтаксис и пунктуация - восклицательные предложения 10,12. Лексика – разговорное слово «прилепилась»; разговорное бранное – «дура» Худож. средства изобразительности – сравнительные обороты (предл.12, 14) Морфология – усилительные частицы «ещё» (предл.10), «даже» (предл. 25) рассказчик – послушный, добрый сын, любящий свою маму? (Синтаксис - парцелляция (предложения 5-6); тропы - лексический повтор (предложения 20-21);фразеологизм (предложение 22); глаголы несов.вида (предл.24-25);придат. изъяснительное (предл.26)

Слайд 15

Как в языке текста можно увидеть, что мальчик решителен и смел? он умён и сообразителен? малыш отходчив и добр? Найдите аргументы в рассказе В.Крапивина. Выберите два из них, которые помогут вам доказать тезис:««В монологе раскрываются не только мысли и чувства говорящего, но и его характер».

Слайд 16


Вариант сочинения

Слайд 17

«В монологе раскрываются не только мысли и чувства говорящего, но и его характер», - утверждается в учебнике русского языка. Действительно, в речи человек проявляет себя, свои эмоции, свой способ мышления и мировосприятия, раскрывает свой внутренний мир. Например, обидчивость рассказчика передана обособленным обстоятельством в предложении 34, а ряд однородных членов (предложение 37), помогает понять, что мальчик по-детски наивен, неопытен. В самом деле, разве может восьмилетний ребёнок выжить в лесу без взрослых? Поэтому, чтобы понять, с каким человеком имеешь дело, стоит внимательно вслушаться в его речь.

Слайд 18

Список литературы
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред.В.И. Максимова. - М., 2003 Каган М. С. Мир общения. М., 1988 Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976. 399 с. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960. Якубинский Л. П. Избранные работы: язык и его функционирование. М., 1986.

Слайд 19

Творческого роста!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"