Презентация - Теория о мандалах

Теория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалахТеория о мандалах







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МАНДАЛА В КУЛЬТУРЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Слайд 2

Понимание мандалы
Мандала – это санскритское слово, означающее «круг», «колесо», «шар», «общество», «центр»… Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с четко выраженным центром. Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления – ориентиры, число которых варьирует. .

Слайд 3


Мандала – это и земля, и человек, и атом, входящий в основу человеческого существа, и галактика, для которой Земля сама атом. В Иузин, одном из древних текстов, этот её символизм соответствует ян - мужскому началу, инициативе, небесному принципу и инь – женскому началу, восприимчивости, принципу земли.
Мандала – это тот символ, который присутствует у каждого народа, так как он содержит все, и начало, и его конец.

Слайд 4

Цветовые мандалы чакр
МАГИЧЕСКИЙ КРУГ Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет гармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности.

Слайд 5

Мандала или янтра - древнейший магический резонатор, с незапамятных времен существующий в Индии, Тибете, Китае и других странах. Он воздействует как на психофизиологическом уровне, меняя электрическую активность головного мозга, так и на уровне психоэнергетики, создавая мощнейшие информационные биологические поля. Эти поля могут нести защитный, активизирующий, гармонизирующий характер, быть настроенными на определенного человека или место.
Древний тибетский манускрипт с изображением мандал чакр

Слайд 6

Мандала - это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и строгие геометрические пропорции. Мандала является визуальным выражением символического языка души. Каждый объект или цвет, использованный в узоре, несет свою смысловую нагрузку и помогает процессу медитации.

Слайд 7

и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем – символизирующих единение двух начал).
Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, – круг, квадрат, треугольник. Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира

Слайд 8

каменная мандала Тибет

Слайд 9

История Стоунхенджа насчитывает более четырех тысячелетий, но до середины двадцатого столетия нашей эры не было ясного понимания того, что представляет собой этот гигантский мегалитический памятник древности. Благодаря работе англ. астронома Джеральда Хокинса удалось доказать, что Стоунхендж являлся крупнейшей мегалитической обсерваторией древних цивилизаций, по положению мегалитов которого определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния и т.д.
Стоунхендж. Мандала – это символ колеса жизни, космических процессов существования планет и звезд. В этом духе друиды древней Англии, жившие на её территории до прихода римлян, создали монумент Стоунхендж.

Слайд 10

Этот массивный комплекс был образован двумя окружностями: внутренней, или круга Сарсен, который первоначально состоял из тридцати стоящих вертикально камней, и наружной, или круга Трилицин, образованного 56 камнями. Обе окружности содержали проходы между соседними камнями. Эти проходы образовывали определённые углы, которые позволяли наблюдать за движениями небесных тел и звёзд, следить за ними, измерять и почитать их.
Стоунхендж в летнее солнцестояние в 1700 году

Слайд 11

Тибет Молитвенная мандала

Слайд 12

Египет мандала смерти Сета Эта мандала описывает сферы влияния и зависимостей различных сфер: мир звезды, мир богов, мир людей. Во внешнем круге представление материальной основы жизни, полевых зерновых культур и папируса

Слайд 13

Индия Мандала Джайна

Слайд 14

Кельтика Мандала защиты воинов

Слайд 15

Кельтский крест

Слайд 16

Зодиак
Мандала содержит диаграмму священного искусства. В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие - уравновешенные и концентрические геометрические фигуры.

Слайд 17

Навахо Устройство мира
Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения

Слайд 18

Мандала древних ацтеков

Слайд 19

Мандала индейских племен Защита и лечение
Апачи Солнце, Луна, Змей, первоэлементы

Слайд 20

Индия Космические сферы
В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида мандал, символизирующие различные аспекты бытия: гарбха-дхату («утробный мир»), мир инволюции, в котором развитие происходит от единого к множественному; ваджра-дхату («алмазный мир»), мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому.

Слайд 21

Персия Орнамент
Важную роль играют числовые элементы мандал. Основными числами являются: 12 – звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикл), 6 – разряды обитаемого мира, 4 – пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонаж). Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе — периферическое и внешнее.
Персия Орнамент Древнеиранская мандала с декоративным орнаментом типична для древнейшего персидского искусства изготовления ковров

Слайд 22

Австралия Символ связи земных энергий
Австралия Змеи и таинство менструации

Слайд 23

Китайский дракон
Индия Круг и крылья

Слайд 24

Ацтеки Щит солнца Солнце с дневными календарными знаками: крокодил, ветер, дом, ящерица, змея, череп, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник, оцелот, орел, гриф, движение, нож, дождь, цветок
Энергетическая

Слайд 25

Мандала (Средиземноморье) Символ осьминога В культурах древних народов Средиземноморья осьминог воплощал мистический центр создания и развития жизни
Полинезия Лицо, рыба и птица
Мандала показывает очень стилизованное лицо с птицей и заплетенной рыбой - символами полинезийских народов

Слайд 26

Китайский дракон
Уроборос
Хопи Легенда о Змее

Слайд 27

В центре мандалы располагается дух земли со змеёй (женским началом и властью), окруженной линиями, кругами и волнами энергетического поля земли
Мандала (Австралия) Дух земли и власть змеи

Слайд 28

Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор – Теодор Пелеканос
Уробо́рос (др.-греч. букв. «пожирающий свой хвост»)  свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого – исторический период и конкретную культуру – установить невозможно. Символизирует вечность и бесконечность, в особенности – цикличность природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания.

Слайд 29

Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии[. Одним из его аналогов является свастика – оба этих древних символа означают движение космоса. Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта (1600 и 1100 годы до н. э.); они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.
Уроборос

Слайд 30

Изображение с мандалой времен крестовых походов

Слайд 31

Спираль созидания В центре мандалы - спираль как символ возникновения энергии созидания всего сущего
Мандала - лабиринт. Символ лабиринта как неустанного и вечного поиска недостижимого центра мистического происхождения

Слайд 32

Мандала иконы в православии

Слайд 33

Создание мандалы - это ритуальное действо, которое пришло в европейскую культуру из буддизма и индийской школы.
Тибет Кристалл в лотосе Управляющие круги символизируют просвещение. В лепестках лотоса молитва написана тибетскими письменами

Слайд 34

К.Г. Юнг, обнаружил мандалу в подсознании своих пациентов. «Когда я узнал, что значит мандала, я достиг конечного знания», – признавался Карл Юнг.
Буддистская мандала

Слайд 35

Карл Юнг в своей автобиографии, "Воспоминания, сны, размышления" рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою "психическую трансформацию". В конце концов Юнг пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Слайд 36

Мандалы - не просто сложный геометрический узор на базе окружностей, а символ, наполненный глубочайшим смыслом. Мандала - это "модель бытия", но одновременно и "путь к прозрению". Она символизирует безграничный внешний космос и внутренний мир человека, дух и бытие, раздельность индивидуального существования и целостность, хаос бессознательных сил и Космический Разум. Мандала - это "образ священного пространства, недосягаемого для зла" (Вселенский Храм), и в то же время - это символ "формирования, трасформации, вечного воссоздания "Вечного Ума". (К. Юнг).

Слайд 37

Создавая мандалу, мы выстраиваем символ собственной личности, который помогает на понять, что мы собой представляем в данный момент. Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности.

Слайд 38

Такое проявление и восприятие конфликтов позволяет освободиться от напряжения и достичь целостности.

Слайд 39

К. Г. Юнг: «Мандалы…обычно появляются в ситуациях замешательства или беспомощности. Следовательно, архетип являет собой матрицу порядка, которая подобно психологическому «прицелу», обозначена кругом, поделена на четыре части. Эта матрица наложена на психический хаос таким образом, что любое содержание находит свое место, а беспорядочная сумятица удерживается охраняющим кругом».

Слайд 40


Мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуации личности. Она помогает активизировать бессознательное, укрепить внутренний порядок и найти новые ориентиры во внешнем мире, она способствует самопознанию и росту человека как личности.

Слайд 41

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 42

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 43

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 44

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 45

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 46

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 47

ВИДЫ МАНДАЛ

Слайд 48

МАНДАЛЫ участников тренингов и Мастерской психологического консультирования и тренинга

Слайд 49

Рисованные мандалы (гуашь, акварель) Волгоград, тренинг по арт–терапии октябрь 2006

Слайд 50

Насыпные мандалы (групповые) Черный холст, продукты. Курсы по арт–терапии для психологов, 2007 г.

Слайд 51

Насыпные черно–белые мандалы Мак, фасоль, чай, кофе, мука, ваниль, сахар, соль и т.д. Мастерская, 2009 г.

Слайд 52

Пластилиновые мандалы (лепка вчетвером) Пластилин. Мастерская, 2009 г.

Слайд 53

Насыпные мандалы (индивидуальные) Крупы, макароны и др. Курсы по арт–терапии для работников социальных приютов, август 2009 г.

Слайд 54

Насыпные мандалы (групповые) Черный холст, крупы, макароны, травы, и др. Курсы по арт–терапии для работников социальных приютов, август 2009 г.

Слайд 55

Насыпная съедобная мандала (групповая) Черный холст, продукты Мастерская 2009 г.

Слайд 56

Рождественская мандала (групповая) Черный холст, продукты, Мастерская, 2012, 2013 гг.

Слайд 57

«Первостихии», 2013 г.

Слайд 58

Рисование клубком, 2014 г.
Мандала-разукрашка парная техника, 2012 г.

Слайд 59

Вылепные мандалы, 2014 г.

Слайд 60

Мандала из природных объектов, мать и сын 9 лет, 2014 г.
Мандала внутренней силы, женщина 32 года, 2013 г.

Слайд 61

Мандала «Семейные ценности»

Слайд 62

«Семейный круг», 2011-2014 гг

Слайд 63

Семейная мандала

Слайд 64

Семейная мандала

Слайд 65

Работа с павловопосадскими платками, 2012-2014 гг.

Слайд 66

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!