Презентация - Сочинение о роли олицетворения

Сочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворенияСочинение о роли олицетворения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ГИА С2
Сочинение о роли олицетворения

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания филолога Щепиловой Л.В.: «В олицетворении образное определение выделяемого писателем свойства явления представляет это свойство в особенно живой форме».

Слайд 3

Обратимся к теории вопроса…

Слайд 4

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку. Задача олицетворения: сопоставить изображаемый предмет с человеком, его действиями и качествами; сделать его нагляднее, понятнее читателю; образно представить сущность предмета.

Слайд 5

Частиречное  выражение олицетворения

Слайд 6

Существительные Это слова, непосредственно  называющие те или иные предметы или  относящиеся к ним.  Например, в  словосочетании плач дождя дождь сопоставляется с человеческими слезами. Прилагательные  Часто применяются  слова и словосочетания, несущие информацию о качествах предмета. Прилагательное щедрый в словосочетании щедрая грядка помогает нам представить обильный урожай, выросший на ней. Глагол Эта часть речи предоставляет для олицетворения богатейшие возможности, так как изображает предмет, к которому относится, как живое, активное, действующее и даже разумное существо (берёза задумалась, дождик пробежал, цветы заулыбались).

Слайд 7

Текст

Слайд 8

(1)На второй год, переболев и освоившись на новом месте, хмель показал свою силу. (2)Я наблюдал за ним. (3)Уже с первых шагов ему приходилось решать дополнительную задачу по сравнению, скажем, с близрастущими одуванчиками и крапивой. (4)У одуванчика есть, наверно, свои, не менее сложные, задачи, но все же на первых порах ему нужно просто вырасти, то есть создать розетку листьев и выгнать трубчатый стебель. (5)Влага ему дана, солнце ему дано, а также дано и место под солнцем. (6)Стой на этом месте и расти себе, наслаждайся жизнью. (7)Другое дело у хмеля. (8)Едва-едва высунувшись из земли, он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору. (9)Естественное стремление всякого ростка расти вверх преобладает и здесь. (10)Но уже после пятидесяти сантиметров жирный, тяжелый побег льнет к земле. (11)Получается, что он растет не вертикально и не горизонтально, а по кривой, по дуге. (12)Эта упругая дуга может сохраняться некоторое время, но если побег перевалит за метр длины и всё ещё не найдёт, за что ухватиться, то ему волей-неволей придется лечь на землю и ползти по земле. (13)Только растущая, ищущая часть его будет по-прежнему и всегда нацелена кверху. (14)Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, всё дальше, шаря впереди себя чутким кончиком. (15)Что делали бы вы, очутившись в темноте, если вам нужно было бы идти вперед и нашарить дверную ручку? (16)Очевидно, вы стали бы совершать вытянутой рукой вращательное, шарящее движение. (17)То же самое делает растущий хмель. (18)Его шершавый, как бы сразу прилипающий кончик все время совершает, продвигаясь вперед или вверх, однообразное вращательное движение по часовой стрелке. (19)И если попадется по пути дерево, телеграфный столб, водосточная труба, нарочно подставленный шест, любая вертикаль, нацеленная в небо, хмель быстро, в течение одного дня взлетает до самого верха, а растущий конец его снова шарит вокруг себя, в пустом пространстве.

Слайд 9

(20)Не выяснен вопрос: чувствует ли хмель возможную опору на некотором расстоянии и ползёт ли в ее сторону? (21)Есть предположение, подтверждаемое практикой, что побеги хмеля ползут по земле предпочтительнее в сторону близко расположенных опор. (22)Во всяком случае, когда мы натянули на наш дом параллельными струнами шпагат и когда хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему с проворностью матросов, карабкающихся по вантам, всё же некоторые побеги, успевшие отклониться от стены, мне пришлось пригибать к шпагату и как бы показывать этот шпагат побегам, подобно тому, как слепых котят тыкают мордочками в соски матери. (23)Дорастя до крыши, ветви хмеля начали шарить вокруг, но натыкались лишь друг на дружку. (24)Они сплетались, перепутывались, свисали беспорядочными, праздными кудрями. (25)Силы еще были, а высоты больше не было. (26)Хмель залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую обшивку. (27)Один побег я с самого начала не захлестнул на шпагат, и можно было наблюдать, как он, бедняга, день за днем пластается, ковыляет, ползет по земле, обременённый собственной силой, собственной тяжестью, как он вынужден переползать и тропинку, и лужайку, и помойку; и пора бы уж изнемочь и отказаться от цели, но самая нежная, самая чувствительная часть зеленой шершавой змеи все время продолжала быть начеку, все смотрела вверх, в синее теплое небо, в высоту, по которой так тосковало все растение в целом. (28)Этот хмель напоминал человека, переползающего гиблую трясину и почти уж засосанного ею. (29)Тело его увязает в воде и грязи, но голову он из последних сил старается держать над водой. (30)И взгляд его, полный тоски, устремлен кверху. (По В. Солоухину)

Слайд 10

Работаем с текстом

Слайд 11

— Почему, рисуя образ хмеля, автор избрал олицетворение как основное средство выразительности? (Потому что увидел в этом растении много схожего с человеком в его стремлении к небу, к высоте).

Слайд 12

Олицетворения а) «едва-едва высунувшись из земли, он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя…»; б) «хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы»; в) «хмель быстро, в течение одного дня взлетает до самого верха»; г) «хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему»; д) «он…день за днем пластается, ковыляет, ползет по земле, обремененный собственной силой, собственной тяжестью».
Роль в тексте а), б), в), г) Подчеркивают характерный признак хмеля — его безудержное стремление к жизни, к высоте. д) Создает у читателя невольную ассоциацию с образом измученного жизнью человека, стремящегося к достижению своей цели несмотря ни на что.

Слайд 13

       
Пишем сочинение

Слайд 14

«В олицетворении образное определение выделяемого писателем свойства явления представляет это свойство в особенно живой форме»,- утверждает филолог Щепилова Л.В. В самом деле, разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, и они становятся как бы «одушевлёнными» благодаря именно олицетворению. Например, этот троп в предложении 8 помогает представить, как озабоченно ищет хмель опору, которая поможет ему подняться выше: «Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться…» Хмель действительно своими действиями напоминает живого человека, потому что «залезал во все щели, в неплотно прикрывающиеся окна, под застреху, под тесовую обшивку» (предложение 26). Итак, олицетворение помогает автору текста сделать неживое живым и наделить его яркими человеческими чертами и свойствами.

Слайд 15

Олицетворение – самое удивительное средство речевой выразительности, потому что обладает волшебной силой: оно, как в сказке, способно оживить неживое. Так, в предложении 8 олицетворение «хмель должен озираться, шарить» говорит нам о том, что этому растению не так-то просто жить. Ему постоянно приходится искать, за что бы ухватиться, на что опереться, иначе оно может остаться маленьким беспомощным ростком. Поэтому и в предложении 27 олицетворение «день за днём хмель пластается, ковыляет, ползёт по земле» помогает понять: действительно, хмель пытается выжить так, как выживает порой и сам человек. Значит, права филолог Щепилова Л.В., утверждавшая, что «в олицетворении образное определение выделяемого писателем свойства явления представляет это свойство в особенно живой форме».

Слайд 16

В русском языке немало средств выразительности, однако только олицетворение может привести в действие неживые предметы, заставить их ожить и жить своей жизнью, так похожей на нашу, человеческую. Например, в предложении 7 хмель наделён человеческими манерами поведения: он «шарит», «озирается вокруг себя», чтобы найти опору, которая поможет ему подняться с земли, а вот в предложении 27 хмель уже «ковыляет». Эти олицетворения подчёркивают целеустремлённость его действий, ведь вся жизнь этого растения – борьба за выживание. Очень точно сказала об этом средстве выразительности филолог Щепилова Л.В. : «В олицетворении образное определение выделяемого писателем свойства явления представляет это свойство в особенно живой форме».

Слайд 17

Спасибо за внимание!
Егораева Г.Т., Москва

Слайд 18

Список литературы:
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу.— Т. 1—3. — М., 1866—1869; Белецкий А. В мастерской художника слова (гл. 6. Изображение живой и мертвой природы) // Избр. труды по теории литературы. — М., 1964; Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика. — М., 1989; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1964; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской 1998