Презентация - Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)

Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)Подготовка к ЕГЭ - Общество (тест-тренажер)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ
Общество

Слайд 2

Савка Н.В.
Часть А
A 1. Характерной чертой индустриального общества является 1) широкое использование внеэкономического принуждения к труду 2) слабость и неразвитость демократических институтов 3) преобладание коллективного сознания над индивидуальным 4) преобладание частной формы собственности A 2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе? А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A 3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется 1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством
.

Слайд 3

Савка Н.В.
A 4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития? А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи. Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны A 5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации? А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов. Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 6. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе? А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость. Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно оба суждения 4) оба суждения неверны A 7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества? А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида. Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
.

Слайд 4

Савка Н.В.
A 8. Верны ли следующие суждения? А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический». Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре». 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A 9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием: 1) высших непознаваемых сил 2) экономических процессов 3) выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4) изменений в культурной жизни обществ A 10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется: 1) в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4) в социальной сфере A 11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности: 1) на развитие всемирных религий 2) на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён 3) на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества 4) на культурную среду
.

Слайд 5

Савка Н.В.
A 12. Верны ли следующие суждения? А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней». Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную». 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A 13. В отличие от природы, общество 1) является системой 2) находится в развитии 3) выступает в качестве творца культуры 4) развивается по собственным законам A 14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль 1) добывающей промышленности 2) обрабатывающей промышленности 3) сельского хозяйства 4) информации и информационных технологий A 15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации? А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным. Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
.

Слайд 6

Савка Н.В.
A 16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется: 1) Конгломератом 2) обществом 3) системой 4) очередью А 17. А. Тойнби сформулировал закон: 1) единства и борьбы противоположностей 2) смены общественно-экономических формаций 3) классовой борьбы 4) «вызов — ответ» A 18. Автором культурологического подхода в изучении истории был 1) А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4) Г. Плеханов A 19. Какой признак присущ нации как этнической общности? 1) национальное самосознание 2) федеративное государственное устройство 3) наличие национальной армии 4) разделение властей A 20. Какой из признаков относится к традиционному обществу? 1) преобладание рутинных технологий 2) быстрое развитие промышленности 3) внедрение в производство научных достижений 4) интенсивное развитие информационных технологий A 21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в 1) истощении природных ресурсов 2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3) формировании сети международных террористических организаций 4) росте культурного многообразия
.

Слайд 7

Савка Н.В.
A 22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни? А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны A 23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как 1) систему 2) часть природы 3) материальный мир 4) цивилизацию A 24. К глобальным проблемам современного мира относится 1) возникновение новых межгосударственных объединений 2) завершение промышленного переворота 3) существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4) интенсивное развитие науки A 25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А. В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 8

Савка Н.В.
А 26. Обществом в широком смысле слова называют: 1) объединение людей по интересам 2) жителей той или иной страны 3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе 4) совокупность форм объединения людей А 27. Человек воздействует на природу: 1) благоприятно 2) его влияние не имеет последствий 3) и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно А 28. К общественным отношениям не относятся: 1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем 3) отношения между природой и обществом 4) связи между социальными группами и внутри них А 29. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня: 1) экономического развития страны 2) политического развития страны 3) духовности общества 4) развития межнациональных отношений А 30. Верны ли следующие суждения? А. «Исторически общество первично, а государство — вторично». Б. «Государство порождает общество». 1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 31. Организация, регулирование, управление государством жизнью общества осуществляется в: 1) экономической сфере 2) духовной сфере 3) политической сфере 4) социальной сфере
.

Слайд 9

Савка Н.В.
А 32. Характерной чертой западной цивилизации является: 1) низкая социальная мобильность 2) длительное сохранение традиционных правовых норм 3) активное внедрение новых технологий 4) слабость и неразвитость демократических ценностей А 33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является: 1) революционный характер перемен 2) скачкообразность 3) насильственные методы 4) постепенность А 34. К числу глобальных проблем не относится: 1) угроза ядерной войны 2) распространение наркомании 3) дефицит природных ресурсов 4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии А 35. Демографические проблемы порождены: 1) гонкой вооружения 2) соперничеством СССР и США 3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете 4) загрязнением окружающей среды А 36. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом. Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир. 1) верно только А 2) верно только Бба суждения 4) оба суждения неверны
.

Слайд 10

Савка Н.В.
А 37. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в: 1) эволюции человека как гармонично развитой личности 2) улучшении нравов 3) развитии науки и разума 4) росте идеалов истины и справедливости А 38. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным? 1) любая последовательность событий 2) живая память общества, народа, социальной группы 3) прошлое, давно минувшее 4) сущностная динамика общественного развития А 39. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны? А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе. Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком). 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А 40. Верны ли следующие суждения? Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование): А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты. Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие — для природы. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
.

Слайд 11

Савка Н.В.
А 41. Вопросы власти, государства решаются в: 1) экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере А 42. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как: 1) динамичную систему 2) часть природы 3) весь окружающий материальный мир 4) взаимодействие людей в социальных группах А 43. Примером влияния природных факторов на развитие общества является: 1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах 2) строительство египетских пирамид 3) распад империи Карла Великого 4) объединение земель вокруг Москвы А 44. Природные условия России: 1) были благоприятны для занятия земледелием 2) позволяли тщательно обрабатывать землю 3) требовали крайнего напряжения сил 4) слабо влияли на жизнь людей А 45. Верны ли суждения? Геополитическое положение России было А. Благоприятным для развития страны. Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Слайд 12

Савка Н.В.
А 46. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении? 1) производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики 3) экономики и социальных отношений 4) экономики и культуры А 47. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество? 1) стремление к прогрессу 2) «непрерывность», плавность исторического процесса 3) высокая социальная мобильность 4) стремление максимально использовать природу в своих целях А 48. При переходе от традиционного общества к индустриальному: 1) личность подчинилась обществу 2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений 3) усилилось внеэкономическое принуждение 4) возросла социальная мобильность А 49. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества? А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения. Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
.

Слайд 13

Савка Н.В.
Часть В
В 1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово: «... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование». Ответ: _____________________ В 2. Какому понятию соответствует следующее определение? «Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация». Ответ: _____________________ В 3. Цивилизация — это: А. Определенный этап общественного развития Б. Высокий уровень культуры и воспитанности В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой Г. Особое состояние общества с правами и свободами 1) верно АБ 2) верно БГ 3) верно АГ 4) верно АБВГ

Слайд 14

Савка Н.В.
В 4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ
1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов А. Политическая сфера
2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права Б. Экономическая сфера
3. Различные формы и уровни общественного сознания В. Социальная сфера
4, Производство материальных благ, их обмен и распределение Г. Духовная сфера
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4
Ответ: ________________
.

Слайд 15

Савка Н.В.
В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими _____________ (1). Главными институтами общества являются ________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе ____________ (3) общества». Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приве­денные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов. А) частный бизнес Б) государство В) функциональные качества Г) экономика, семья, образование, религия Д) общественные потребности Е) эволюция Ж) совместная деятельность
1 2 3
Ответ: ___________________________
.

Слайд 16

Савка Н.В.
В 6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Экономическая А. Деятельность парламента
2. Политическая Б. Взаимодействие классов (страт)
3. Социальная В. Обмен продуктами
4. Духовная Г. Религиозные организации
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4
Ответ: ______________________

Слайд 17

Савка Н.В.
В 7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества». Ответ: ______________________________ В 8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока? 1) Приоритет индивидуального над коллективным 2) Развитие литературы и искусства 3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом 4) Разнообразие философских учений 5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры: Ответ: ___________________ В 9. Вставьте пропущенное слово: « Материальное производство – это создание вещей, … производство – создание идей». Ответ: ________________________________ В10. Свобода – это (отметьте правильное): 1) независимость в мыслях и суждениях 2) возможность делать всё, что хочется 3) возможность высказывать своё мнение 4) ответственное отношение к своим действиям и поступкам 5) право делать всё, что дозволено законами 6) опора на собственные силы 7) отсутствие каких-либо запретов Ответ: ____________________________________
.

Слайд 18

Савка Н.В.
В 11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем? 1) Истощение плодородного слоя почвы 2) Истощение запасов пресной воды 3) Спад производства 4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым 5) Кризис финансовой системы 6) Проблемы войны и мира Выбранные цифры запишите в порядке возрастания: ______________________ В 12. Вставьте пропущенное слово: «Промышленной революцией называется замена ... труда машинным, мануфактуры фабрикой». Ответ: ___________________________________ В 13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления. 1) Возникновение государства 2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему 3) Изменение климата на планете 4) Формирование наций 5) Способность человека к чувственному познанию 6) Традиции и обычаи 7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания: ______________
.

Слайд 19

Савка Н.В.
В 14. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обособление от природы 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3) способность к самоорганизации и саморазвитию 4) выделение из материального мира 5) постоянные изменения 6) возможность деградации отдельных элементов Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _______________________________________________. В 15. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности называются … отношениями». Ответ: _____________________
.

Слайд 20

Савка Н.В.
В 16. Установите соответствие между сферами общественной жизни и социальными фактами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена А) духовная
2) рост цен на пользующиеся спросом товары Б) социальная
3) создание приключенческого романа В) экономическая
4) существование в современном обществе семей традиционного типа Г) политическая
5) активное участие новгородцев в городском вече
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4 5
Ответ: ____________________
.

Слайд 21

Савка Н.В.
В 17. Установите соответствие между понятиями и определениями.
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) Национализм А) Идеология так называемого мирового гражданства, проявляющаяся как в виде межнационального взаимодействия, так и отрицающая иные национальные культуры.
2) Интернационализм Б) Идеология, основанная на идее национальной исключительности и национального превосходства.
3) Космополитизм В) Идеология солидарности сотрудничества рас, народов, основанная на равноправии и общности интересов.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3
Ответ: __________________ .
.

Слайд 22

Савка Н.В.
В 18. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на пять общественно-экономических формаций. Найдите в приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под которыми они были последовательно указаны К.Марксом: 1) капиталистическая 2) феодальная 3) первобытно-общинная 4) рабовладельческая 5) коммунистическая (социализм является её первой фазой). Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: _____________________ В 19. Вставьте слова вместо пропусков. Экономическая, социальная, политическая, духовная ____________ являются _________________ общественной жизни. Ответ: ______________________ В 20. Назовите понятие, соответствующее определению. __________________ - это поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Ответ: ____________________
.

Слайд 23

Савка Н.В.
В 21. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.
СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1) политическая А) Повышение налогов на бензин.
2) экономическая Б) Выражение недоверия правительству.
3) социальная В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
4) духовная Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4
Ответ: ______________________.
.

Слайд 24

Савка Н.В.
В 22. Распределите следующие понятия – а) закон, б) правопорядок, в) добро, г) грех, д) юрисдикция, е) справедливость, ж) молитва, з)договор, и) зло, к) собственность, л) свобода совести, м) доверие, н) благодарность, о) суверенитет, п) референдум, р) раскаяние, с) совесть, т) преступление, у) стыд, ф) любовь, х) причастие, ц) дееспособность, ч) епархия, ш) канонизация, щ) суеверие, э) джихад, ю) устав, я) свобода слова – на три группы: понятия, относящиеся к правовой сфере - ______________________________________________________________________________________________________________________ понятия, относящиеся к морально-нравственной сфере - ______________________________________________________________________________________________________________________ понятия, относящиеся к религиозной сфере - ______________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: _________________________________________________________
.

Слайд 25

Савка Н.В.
В 23. Установите соответствие групп и критериев их классификации.
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП ГРУППЫ
1) специфическая роль и место в обществе А) референтные (эталонные) группы
2) организация власти, тип руководства Б) организованные и неорганизованные
3) способ образования В) формальные и неформальные
4) естественные и искусственные Г) малые трудовые группы, малые социально-политические (партийные, профсоюзные и т.д.), любительские малые группы, малые возрастные группы, группы, основанные по гендерному принципу (женские, мужские), территориально-бытовые
5) отношение личности к групповым нормам Д) семья, трудовой коллектив
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 2 3 4 5
Ответ: ____________________________.
.

Слайд 26

Савка Н.В.
В 24. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по трём видам (социально-культурные, политические, производственные): 1) создание политической партии 2) участие в церковном хоре 3) предложение проекта новой телепередачи 4) проведение собрания акционерного общества 5) лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость 6) отмена собрания профсоюза коммунальных работников 7) усыновление ребёнка из детского дома 8) передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение 9) учреждение творческого союза художников-аниматоров 10) отмена регистрации партии «Народное единство» 11) продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток» 12) пополнение фонда муниципальной библиотеки Ответ: 1) Социально-культурные: ____________________________________ 2) Производственные: ________________________________________ 3) Политические: ____________________________________________
.

Слайд 27

Савка Н.В.
В 25. В приведённом ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества: 1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд 2) развитие крупной машинной промышленности 3) преобладание ручного труда 4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет 5) основа производства – знания, информация 6) широкое применение машинной техники 7) неграмотность большинства населения 8) основной вид экспорта – средства производства 9) основной вид экспорта – сырьё 10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.) 11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет 12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование 13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет 14) непрерывное образование граждан 15) решается задача преодоления неграмотности населения Ответ: ___________________________________
.

Слайд 28

Савка Н.В.
В 26. В приведённом ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества: 1) основа производства – земля, сельскохозяйственный труд 2) развитие крупной машинной промышленности 3) преобладание ручного труда 4) средняя продолжительность жизни 40-50 лет 5) основа производства – знания, информация 6) широкое применение машинной техники 7) неграмотность большинства населения 8) основной вид экспорта – средства производства 9) основной вид экспорта – сырьё 10) основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.) 11) средняя продолжительность жизни – до 70 лет 12) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование 13) средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет 14) непрерывное образование граждан 15) решается задача преодоления неграмотности населения Ответ: ___________________________________

Слайд 29

Савка Н.В.
В 27. К духовной сфере жизни общества относятся: 1) кузнечное дело 2) сев и жатва колосовых 3) научное открытие 4) создание нового метода обучения 5) театральный спектакль 6) банковские операции 7) нравственная оценка поступка 8) создание политической теории 9) создание экономической теории Ответ: _________________. В 28. Какое слово пропущено в схеме?
Ответ: __________________.
В 29. Найдите в списке пути общественного развития и обведите цифры, под которыми они указаны. Дифференциация 2) эволюция 3) мобильность 4) Стратификация 5) революция Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: ________________.
.

Слайд 30

Савка Н.В.
В 30. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Известно, что за период с 3500г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14 530 войн. (2)Если в XIX в. в войнах погибло 16 миллионов человек, то в ХХв. – более 70 миллионов. (3)Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте, т.е. на каждого жителя планеты приходится по 3,6 тонны, а если взорвется хотя бы 1% данных запасов, то наступит «ядерная зима», угрожающая уничтожением всей биосферы, а не только человечеству. (4)Тем не менее усилия России на международной арене в плане разоружения не находит должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2 3 4
.

Слайд 31

Савка Н.В.
В 31. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.
Ответ: ________________________________.

Слайд 32

Савка Н.В.
Часть С
С 1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы. С 2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты? С З. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены? С 4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано». Каково ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт. С 5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
.

Слайд 33

Савка Н.В.
С 6. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства — миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало- помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу... Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. А. Печчеи
.

Слайд 34

Савка Н.В.
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы. 2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения. 3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться». 4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами? Ответ обоснуйте.
.

Слайд 35

Савка Н.В.
С 7. Прочитайте текст и выполните задания к нему. «Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой… Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов… Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д. Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка… Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»
.

Слайд 36

Савка Н.В.
1. Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества. 2. Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему. 3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами, используя текст и знание курса. 4. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».
.

Слайд 37

Савка Н.В.
С 8. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея соэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге… Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики. В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются. (В.А.Лекторский)

Слайд 38

Савка Н.В.
1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания? 2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы. 3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни. 4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположен
.

Слайд 39

Савка Н.В.
С 9. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе. 1. «Я — гражданин мира». (Диоген Синопский) 2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж. Волъфром) 3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

Слайд 40

Савка Н.В.
Ответы
№ задания части А ответ
1 4
2 1
3 3
4 4
5 2
6 1
7 3
8 4
9 2
10 4
11 3
12 4
13 3
14 4
15 1
16 2
17 4
18 3
19 1
20 1
21 2
22 2
№ задания части А ответ
23 1
24 3
25 1
26 4
27 3
28 3
29 1
30 1
31 3
32 3
33 4
34 4
35 3
36 3
37 1
38 4
39 3
40 2
41 4
42 1
43 1
44 3
.

Слайд 41

Савка Н.В.
№ задания ответ
44 3
45 3
46 3
47 2
48 4
49 3
№ задания части В ответ
1 естественная
2 регресс
3 АБВГ
4 В;А;Г;Б
5 В;Г;Ж
6 В;А;Б;Г
7 духовная
8 2,3,4
9 духовное
10 1,3,4,5,6
11 1,2,4,6
12 ручной
13 1,2,4,6
14 3,5,6
15 общественными
.

Слайд 42

Савка Н.В.
№ задания части В ответ
16 ВАБГ
17 БВА
18 3,4,2,1,5
19 Сферы, сферами
20 Общественный прогресс
21 Б;А;Г;В
22 1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
23 Г;В;Б;Д;А
24 1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
25 1,3,4.7,9
26 5,10,12,13,14
27 3,4,5,7,8,9
28 Традиционное
29 2,5
30 АААБ
31 Глобальные проблемы
.

Слайд 43

Савка Н.В.
Ответы С
С 1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: - целостность; - состоит из взаимосвязанных элементов; - элементы изменяются с течением времени; - меняется характер взаимосвязи между системами; - меняется система в целом. Могут быть приведены другие характеристики. С 2. Правильный ответ: - первобытную - рабовладельческую - феодальную - капиталистическую (буржуазную) - социалистическую (коммунистическую) С З. Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное. Признаки: - доиндустриальное общество: основа — сельское хозяйство; - индустриальное общество: основа — крупная промышленность; - постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа — информация.

Слайд 44

Савка Н.В.
С 4. Правильный ответ может содержать следующие позиции: - общество и природа взаимосвязаны; - природа — естественная среда обитания общества; - цель производства — удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде; - столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву; - в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы — необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека; - в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д. Могут быть приведены другие позиции. С 5. Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например: - угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север — Юг»; - угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к технологиям производства оружия массового поражения; - демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.
.

Слайд 45

Савка Н.В.
С 6. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) Выделены проблемы: - ограниченность ресурсов; - неравномерность развития (проблема «Север - Юг»); - демографическая; - последствия НТР. 2) Могут быть сделаны предположения: - наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле; - формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями. Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения. 3) Могут быть указаны, например: коммунистические утопии; - вера во всемогущество научно-технического прогресса; - вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Просвещения. Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл суждения. 4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы: демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран; в результате - слабое участие в мировом разделении труда; как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от богатых стран. Могут быть приведены другие аргументы.
.

Слайд 46

Савка Н.В.
С 7. Текст. 1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) реалии современного общества: - «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»; - «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»; 2) сущность нового понимания гуманистического идеала: «идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге». Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках. 2) В ответе могут быть приведены следующие фразы: 1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»; 2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»; 3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
.

Слайд 47

Савка Н.В.
3) Могут быть приведены следующие объяснения: 1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды. 2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества. 3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество. 4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам. Могут быть приведены другие объяснения. 4) Правильный ответ может содержать следующие предположения: 1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления; 2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы; 3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей; 4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру; 5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний. Могут быть высказаны другие предположения.
.

Слайд 48

Савка Н.В.
С 8.Текст. 1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции: 1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»; 2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.». 2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики: 1) живая система; 2) целостная система; 3) самоорганизованная система. 3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы: 1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных; 2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека; 3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека. Возможны иные имеющие основание аргументы. 4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения: в процессе труда 1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества; 2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека; 3) удовлетворяются материальные потребности общества; 4) формируется определённая социальная организация; 5) формируются духовные институты. Возможны иные имеющие основание объяснения.

Слайд 49

Савка Н.В.
С 9. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1
Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0
Максимальный балл 4

Слайд 50

Савка Н.В.
.

Слайд 51

Савка Н.В.
.