Презентация - Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»

Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»Подготовка к ГИА 9 класс «Сжатое изложение»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Сжатое изложение.
Подготовка к ГИА. 9 класс.
Заболотникова Н.Г.

Слайд 2

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Слайд 3

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: 1. Исключение: • исключение повторов; • исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; • исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких предложений.

Слайд 4

• исключение повторов: Но мы не понимаем, а точнее сказать, не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания, мы не хотим потратить свои душевные чувства на чужую душу.

Слайд 5

• исключение повторов: Но мы не понимаем, а точнее сказать, не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания, мы не хотим потратить свои душевные чувства на чужую душу.

Слайд 6

• исключение одного или нескольких из синонимов: На табличках были написаны мудрёные названия: питтоспорум, пестроокаймлённая юкка, эвкалипт, лавровишня.

Слайд 7

• исключение одного или нескольких из синонимов: На табличках были написаны мудрёные названия: питтоспорум, пестроокаймлённая юкка, эвкалипт, лавровишня.

Слайд 8

• исключение одного или нескольких из синонимов: А может, и вся-то красота заморских краёв не уступает и лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Слайд 9

• исключение одного или нескольких из синонимов: А может, и вся-то красота заморских краёв не уступает и лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

Слайд 10

исключение уточняющих и поясняющих конструкций: Белое, как снег, и нежно-зелёное, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фону.

Слайд 11

исключение уточняющих и поясняющих конструкций: Белое, как снег, и нежно-зелёное, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фону.

Слайд 12

исключение уточняющих и поясняющих конструкций: Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит её до почти болезненной остроты.

Слайд 13

исключение уточняющих и поясняющих конструкций: Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит её до почти болезненной остроты.

Слайд 14

• исключение фрагмента предложения: Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всём саду.

Слайд 15

• исключение фрагмента предложения: Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всём саду.

Слайд 16

• исключение фрагмента предложения: Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому.

Слайд 17

• исключение фрагмента предложения: Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому.

Слайд 18

• исключение фрагмента предложения: Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как золотая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

Слайд 19

• исключение фрагмента предложения: Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как золотая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

Слайд 20

• исключение одного или нескольких предложений: Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

Слайд 21

• исключение одного или нескольких предложений: Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любой иностранец, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

Слайд 22

2. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Слайд 23

• замена однородных членов обобщающим наименованием: Ведь это только учёные связывают формы общественного поведения с разнообразными ролями, а человек просто работает, лечится, воспитывает детей, покупает, стрижётся, обедает в столовой, встречается с друзьями, смотрит спектакль.

Слайд 24

• замена однородных членов обобщающим наименованием: Ведь это только учёные связывают формы общественного поведения с разнообразными ролями, а человек просто работает, лечится, воспитывает детей, покупает, стрижётся, обедает в столовой, встречается с друзьями, смотрит спектакль. живёт.

Слайд 25

• замена однородных членов обобщающим наименованием: Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Вернейший способ узнать человека, его суть– прислушаться к тому, как он говорит.

Слайд 26

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
Уже ничто не поражало нас к концу дня.

Слайд 27

3. Упрощение: • слияние нескольких предложений в одно; • замена предложения или его части указательным местоимением; • замена сложноподчинённого предложения простым; - замена прямой речи косвенной речью; • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Слайд 28

• слияние нескольких предложений в одно: А попробуйте лечь под берёзой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудесных сказок, каких не навеет светлых чувств!

Слайд 29

• слияние нескольких предложений в одно: А попробуйте лечь под берёзой на мягкую, прохладную траву под берёзой, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. и чего-чего не нашепчет вам она берёза, тихо склонившись к изголовью! каких не нашелестит ласковых слов, чудесных сказок, каких не навеет светлых чувств!

Слайд 30

• слияние нескольких предложений в одно: И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

Слайд 31

• слияние нескольких предложений в одно: И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет., Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее, Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

Слайд 32

• слияние нескольких предложений в одно: Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетелями, и потому только мы можем с полной силой её ощутить и понять.

Слайд 33

• слияние нескольких предложений в одно: Мы никогда ни на самые торжественные красоты тропиков и Запада что не променяем наши скромные дали, Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес», их красота слилась со всей нашей жизнью, они были её свидетелями, и потому только мы можем с полной силой её ощутить и понять.

Слайд 34

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных – чаще всего мы погружаемся в богатую роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, красивейшие наряды.
По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных – чаще всего мы погружаемся в роскошную атмосферу богатой жизни.

Слайд 35

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: Играть, исполнять чью-то роль – значит не быть самим собой, а на время принимать образ другого человека, вести себя, подражая ему.
Играть, исполнять чью-то роль – значит не быть самим собой, а подражать кому-то.

Слайд 36

замена сложноподчинённого предложения простым: Чтобы понять человека, надо сосредоточиться на нём, принять его – это и есть труд души, о котором так много говорят.
Для понимания человека надо сосредоточиться на нём, принять его – это и есть труд души.

Слайд 37

замена сложноподчинённого предложения простым: Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры, чем манера себя держать.

Слайд 38

Замена прямой речи косвенной: Очень многие молодые люди жалуются на то, что их не понимают родители: «Шестнадцать лет под одной крышей живём, а никак не можем общий язык найти».
Очень многие молодые люди жалуются на то, что не могут найти общий язык с родителями.

Слайд 39

Выполните сжатый пересказ текста. Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.

Слайд 40

Выполните сжатый пересказ текста. Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь оно показывает, как мы от нашей оценки то, что произошедшего, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.

Слайд 41

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень даже положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Слайд 42

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень даже имеют положительные функции. Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность, а печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Слайд 43

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

Слайд 44

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без но для их проявления нужны наши усилия.

Слайд 45

Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его и ваше собственное мнение о вас стало выше.

Слайд 46

Представьте, что например, такую ситуацию. Вы безуспешно ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вашей покупке удалось купить только что вышедший альбома любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его и ваше собственное мнение о вас станет выше.

Слайд 47

Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает что-то приятное и полезное и для себя, и для окружающих.

Слайд 48

Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда в сопровождении ается внутреннего удовлетворения, радостью. В идеальном случае радость возникает, когда человек делает что-то приятное и полезное и для себя, и для окружающих.

Слайд 49


Психологи утверждают, что настроение зависит не от событий, а от того, как мы их воспринимаем, от нашей оценки произошедшего. Если мы действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Если поведение способствует нашему развитию, то настроение улучшается Но и неприятные эмоции имеют положительные функции. Например, страх – это сигнал о необходимости проявить осторожность, а печаль – это способ привыкнуть к утратам. Но для проявления этих функций нужны наши усилия. Представьте, что вы безуспешно ищете подарок другу на день рождения. Вспоминаете, что друг позавидовал вашей покупке альбома любимой группы. Вам расстаться с ним жалко, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, и ваше собственное мнение о вас станет выше. Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. Любое внешнее поощрение имеет смысл только в сопровождении внутреннего удовлетворения, когда человек делает что-то приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (138)

Слайд 50


Психологи утверждают, что настроение зависит не от событий, а от того, как мы их воспринимаем, от нашей оценки произошедшего. Если мы действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Если поведение способствует нашему развитию, то настроение улучшается Но и неприятные эмоции имеют положительные функции. Только для проявления этих функций нужны наши усилия. Представьте, что вы безуспешно ищете подарок другу на день рождения. Вспоминаете, что друг позавидовал вашей покупке альбома любимой группы. Вам расстаться с ним жалко, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, и ваше собственное мнение о вас станет выше. Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. Любое внешнее поощрение имеет смысл только в сопровождении внутреннего удовлетворения, когда человек делает что-то приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (123)

Слайд 51


Психологи утверждают, что настроение зависит не от событий, а от того, как мы их воспринимаем, от нашей оценки произошедшего. Если мы действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Если поведение способствует нашему развитию, то настроение улучшается Но и неприятные эмоции имеют положительные функции. Например, страх – это сигнал о необходимости проявить осторожность, а печаль – это способ привыкнуть к утратам. Но для проявления этих функций нужны наши усилия. Так, преодолев себя и подарив другу понравившийся ему альбом любимой группы, вы испытаете удовольствие, и ваше собственное мнение о вас станет выше. Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. Любое внешнее поощрение имеет смысл только в сопровождении внутреннего удовлетворения, когда человек делает что-то приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (118)