Презентация - Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции

Композиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позицииКомпозиция текста как ключ к постижению авторской позиции







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема урока. «Композиция текста как ключ к постижению авторской позиции». Цель: интерпретировать художественный текс, используя композиционный анализ. Задача: определить авторскую позицию, проблему.

Слайд 2


Композиционные приемы
Повтор – повторяющиеся детали, образы, слова, фразы становятся лейтмотивом текста.
Усиление используется, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.
Противопоставление – построено на антитезе контрастных образов.
Зеркальная композиция – объединение приемов повтора и противопоставления (две ситуации с точностью до наоборот в разных частях текста).
Монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.
.

Слайд 3

Словарь синонимов русского языка: Беспутный – см. безнравственный Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова: Беспутный (разг.). Легкомысленный, неосновательный, беспорядочный. Беспутный малый. Новый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой: Беспутный (разг.) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни. Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный. Любовь к ближнему – провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала основной этической ценности древности – справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же, как за саму себя, не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность. (Философский словарь)

Слайд 4

Смысловые части текста
Впечатление от прочитанного
1-6 пр.
Негативное отношение к герою создают: Портрет: «Низенький, толстенький, нос, - картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожий на слипшуюся малярную кисточку». Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит». Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается». Образ жизни, поведение: «… жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей». Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный».
7-11 пр.
а) Согласие с оценкой, которую давали местные жители Сашке. б) Настораживает содержание 9 пр.: «…любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму».

Слайд 5

Смысловые части текста.
Впечатление от прочитанного
12-15 пр.
Негативное отношение к герою сменяется жалостью к нему; возникает недоумение и неприязненное отношение к жителям деревни, возмущение их поведением: «…все, кому он жаловался, только смеялись: - Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая».
16-18 пр.
Негодование: человеку за сорок, а сельчане настолько пренебрежительно относились к нему, что даже не знали отчества… (А ведь «по батюшке его величали Григорьевич»!)
19-29 пр.
Сочувствие, жалость, боль, раскаяние, отчаяние: ничего нельзя исправить ; не стало человека с чистой и бесхитростной душой.

Слайд 6

Композиционный анализ текста. Какой прием автор использует?
(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха.
(29) Женщины не выдержали и в голос заплакали.

Слайд 7

Зеркальная композиция
Зеркальная композиция, построенная на повторе -перекличке между началом и финалом текста и противопоставлении. Какой прием способствует впечатлению, переданному в первом предложении.

Слайд 8

повтор
«беспутный», «нелепый» В 4 предложении – усиление С помощью какого приема автору далось передать и свое отношение к происходящему, и создать ситуацию, заставившую жителей деревни так переоценить свое отношение к Сашке Бозину?

Слайд 9

Какие смысловые части исходного текста противопоставлены?

Слайд 10

противопоставление
…После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей. Жаловался» «Ветхий домик», «Избушка», «маленькая каморка»
«Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь !»- кричали женщины и сердито качали головой. «Смеялись» «Большая картина»

Слайд 11

Что еще противопоставил автор?

Слайд 12

Два мира- жестокий мир людей, окружающих Сашку Бозина, и его собственный простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован С. Качалковым
противопоставление

Слайд 13

Вывод 1:
Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму.
На ней (картине – Г. Е.) изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. И вся картина… - освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены.

Слайд 14

Противопоставление помогает Увидеть индивидуальные особенности характера Сашки Бозина – его незлобивость, всепрощение, внутреннюю чистоту. Проникнуть во внутренний мир героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина, непритязательную красоту и доброту его души. Понять бездушное отношение односельчан к Сашке Бозину. Переоценить свое отношение к герою, жителям деревни, к окружающим людям. Таким образом, анализ композиции раскрывает и авторскую позицию: С. Качалков считает, что недопустимо пренебрежительное отношение к любому человеку: это бездушно, безнравственно, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный.

Слайд 15

Какого важного человеческого качества были лишены односельчане Бозина?

Слайд 16

Любви к ближнему: они не ценили Сашку, считали его беспутным, то есть лишенным разумной цели , разумного основания

Слайд 17

Работа в группах
Найдите в последнем абзаце композиционный прием – монтаж, при котором два образа . Расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый третий смысл, который появляется именно от их соседства.

Слайд 18

монтаж
Только вдруг почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и как на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими чистыми и добрыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. А теперь эти голубые очи смотрят в комнату и не могут найти родного лица

Слайд 19

Вывод 2
Какой возникает смысловой ряд? (Ангел – сын; отец – Бозин. «Голубые очи» ангела ищут «родное лицо». Бозин», «бозий» в переводе со старославянского означает «БОЖИЙ». Добавим: сын, человек, но в любом случае он заслуживает любви и внимания, как все мы, люди.

Слайд 20

Общий вывод урока:
Композиционные приемы, выбранные С. Качалковым, помогли ему не только предельно концентрировать события рассказа, но и найти решение важных нравственных и философских проблем

Слайд 21

Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что… Каждый человек, независимо от его внешнего облика, это… Уникальность каждого человека в том, что… Если уклад жизни какого-то человека отличается от нашего, то мы даже можем позволить себе…, а это… Мы не всегда способны понять внутренний мир другого, и это становится… Каждый человек – это большой мир, тайну которого вряд ли… Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто… Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание… и т. п.