Презентация - Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. Конецкого

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. КонецкогоСочинение-рассуждение по прочитанному тексту В. Конецкого







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

По В. Конецкому «Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы».
Работа учителя Кочановой В.В. МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми .

Слайд 2


Композиция сочинения

Слайд 3

Вступление
Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Слайд 4

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Слайд 5

В данном тексте анализируется проблема... автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... даётся – истолкование, описание, критическая оценка… исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… подвергается – критике, рассмотрению, анализу… рассматривается – вопрос, пример… (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие? (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...
Клише

Слайд 6

Пример
Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы. (Андре Моруа) Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?

Слайд 7

III. Авторская позиция
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Авторскую позицию можно сформулировать, отвечая на вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Слайд 8

Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы; выделить основную мысль каждой микротемы; сформулировать данную мысль; записать её в виде пункта плана.

Слайд 9

Клише
Позиция автора такова… Автор стремится донести до читателей мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… Симпатия автора на стороне… Высказывание … выражает авторское отношение к … и подчеркивает… Основная мысль текста заключена в том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Решая проблему, автор приходит к следующему выводу… - в этих словах, по-моему, отражена идея текста. В этом предложении звучит прямая авторская оценка…

Слайд 10

Я полностью согласна(ен) с автором текста. Ведь... Потому что... По-моему... Автор абсолютно прав, утверждая, что… Трудно не согласиться с автором в том, что…
Собственная позиция

Слайд 11

IV. Аргументация собственного мнения по проблеме
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (высказанного мнения): факты, примеры, утверждения, объяснения.

Слайд 12

Аргументы
АРГУМЕНТ 1. Жизненный опыт

АРГУМЕНТ 1. Читательский опыт

Слайд 13

АРГУМЕНТ 1. Жизненный опыт

Слайд 14

Мне не раз приходилось сталкиваться с ... Помню, как-то... Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... Ссылка на авторитет Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил... Любой историк скажет, что... Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...
Клише

Слайд 15

АРГУМЕНТ 2. Читательский опыт

Слайд 16

Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)... В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за... Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...
Клише

Слайд 17

1. Обобщение основных мыслей автора . 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка-ответ. 6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 18

Алгоритм работы над текстом.
1. О чем? (Ты увидишь тему) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста) 4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств). 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (это поможет тебе понять авторскую позицию)

Слайд 19

Пишем сочинение

Слайд 20

Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия... (5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

Слайд 21

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись. (20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины. (21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины? (По В. Конецкому)

Слайд 22

Часть 2 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 23

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 1. После выполнения заданий 20–24 внимательно читаем два раза исходный текст. 2. Составляем план к тексту, акцентируя свое внимание прежде всего на действиях автора. Составленный план очень поможет вам при написании текстуального комментария. 3. Определяем тему текста (о чем текст?). 4. Определяем и формулируем авторскую позицию и проблему (проблемы) текста. Работаем по таблице для работы с черновиком (см. раздел 3.4 настоящего пособия). 5. Составляем комментарий к сформулированной проблеме текста. Записываем ДВА самых ярких примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы 6. Выражаем свое мнение по сформулированной проблеме. Обязательно прописываем свой тезис! 7. Опираясь на таблицу, подбираем аргументы и стараемся связно и логично встроить их в текст сочинения (то есть аргументируем собственное мнение по проблеме исходного текста). 8. Делаем вывод. 9. Редактируем черновик. 10. Переписываем текст сочинения в бланк ответа. 11. Еще раз перечитываем текст сочинения и аккуратно вносим последние правки.

Слайд 24

Информация о тексте.
Проблемы Авторская позиция
1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?); 1) настоящее произведение искусства "будит и освещает в соплеменнике чувство родины";
2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?). 2) ощущение родины у русского человека - это ощущение счастья.

Слайд 25

Работа по тексту

Слайд 26

20. В каком(-их) предложении(-ях) автор открыто высказывает свою точку зрения на предназначение искусства?
1) 11, 13 2) 16 3) 17, 18 4) 20, 23

Слайд 27

21. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21-25?
1) рассуждение и описание рассуждение и повествование рассуждение 4) повествование

Слайд 28

Выполняем задания
22. . Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?
23. Среди предложений 7 — 13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Слайд 29

24. «Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье») в предложении 24. Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 15, 17 – 18)».   Список терминов: 1) лексический повтор 2) олицетворение 3) синтаксический параллелизм 4) парцелляция 5) эпитет 6) ряды однородных членов 7) просторечное слово 8) риторическое обращение 9) сравнительный оборот

Слайд 30

Проверяем!
№ Ответы
20 4
21 3
22 2
23 9
24 2156

Слайд 31

Анализируем сочинение

Слайд 32

Анализируем сочинение
Данная статья посвящена рассмотрению ряда актуальных вопросов, основным из которых является вопрос о том, что такое счастье, возникающее в нас, когда мы ощущаем любовь к России. На мой взгляд, тема статьи заключается в мысли о том, что в произведениях многих авторов "скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, а именно русская радость". В центре внимания - мысли и чувства автора по данному вопросу. Автор ставит по существу одну задачу - объяснить, что самое пронзительное счастье возникает в нас, когда мы ощущаем любовь к родине. Позиция автора очень убедительна и верна. Она вселяет уверенность. (?) Эта статья очень интересна. Я с автором полностью согласна, так как любовь к родине - это самое важно чувство, возникающее в человеке. Но особенно хочется выделить мысль Конецкого о том, что "у русских есть такая (?) нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины". из статьи Конецкого является текстом публицистического стиля. Главная функция текста - воздействие на читателя. Данный отрывок представляет собой текст - рассуждение. Начало текста - это тезис, который убедительно доказывается. В конце автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец. Предложения в тексте связаны последовательно. Несомненным достоинством статьи является использование олицетворения ("деревья проснулись"), которое делает рассуждение более образным, эмоциональным. Для того чтобы сделать рассуждение более ярким, автор использует эпитет ("пронзительное счастье"). Для того чтобы привлечь наибольшее внимание к затронутым вопросам, автор использует риторический вопрос ("я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?"). Работу хочется завершить высказыванием Конецкого о том, что " в наш век художникам не следует забывать о простой функции искусства - будить и освещать в соплеменниках чувство родины".

Слайд 33

Критерии Критерии Баллы
К1 Формулировка проблем исходного текста
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
К3 Отражение позиции автора исходного текста
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
К6 Точность и выразительность речи
К7 Соблюдение орфографических норм
К8 Соблюдение пунктуационных норм
К9 Соблюдение языковых норм
К10 Соблюдение речевых норм
К11 Соблюдение этических норм
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
ИТОГО: … из 23 ИТОГО: … из 23 ИТОГО: … из 23

Слайд 34

Аргументация собственного мнения по проблеме

Слайд 35

Аргументы: проблема назначения искусства .
1) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. 2) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

Слайд 36

Для публициста Е. Богата несомненно, что, общаясь с искусством, с литературой, «мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается», делаемся богаче ещё на одну жизнь, жизнь художника. И даже не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. Настоящий ценитель искусства – соавтор творца, духовная жизнь зрителя, слушателя, читателя становится богаче. Публицист пытается понять, что такое «духовная жизнь». Е. Богат считает, что искусство помогает нам лучше познать самих себя, понять мысли и чувства и творца произведения, и тех, кто жил в одно время с ним. Искусство «окрыляет» духовную жизнь человека. Л. Н. Толстой «Война и мир». Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал».

Слайд 37

5) А. И. Куприн «Гранатовый браслет». О том, как может воздействовать искусство на душу человека, пишет А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Княгиня Вера Шеина, вернувшись после прощания с Желтковым, покончившим жизнь самоубийством, чтобы не тревожить ту, которую так любил, просит подругу-пианистку сыграть ей что-нибудь, не сомневаясь, что услышит то бетховенское произведение, послушать которое завещал ей Желтков. «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы , которые кончались словами: “Да святится имя твое”. Удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: “Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь?.. Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко...” Вера, вся в слезах, говорила: “Нет, нет, он меня простил теперь. Все хорошо”.

Слайд 38

6) А. И. Куприн «Тапер». Рассказ о мальчике, которого пригласили на рождественский праздник в качестве тапера. Видно было, что мальчик беден, но очень самолюбив. На вид ему было не больше 12 лет. Все сомневались, что он может играть, но «мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими». Этот рождественский вечер и талант мальчика изменили его жизнь: его заметил известный композитор, сам Юрий Агазаров «давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов».

Слайд 39

7) К. Г. Паустовский повествует в рассказе «Корзина с еловыми шишками» о композиторе Григе и его случайной встрече с маленькой девочкой Дагни. Милая малышка удивила Грига своей непосредственностью. «Я подарю тебе одну вещь, - обещает композитор девочке, - но это будет через десять лет». Прошли эти десять лет, Дагни выросла и однажды на концерте симфонической музыки услышала своё имя. Великий композитор сдержал своё слово: посвятил девочке музыкальную пьесу, ставшую знаменитой. После концерта Дагни, потрясённая музыкой, восклицает: «Слушай, жизнь, я люблю тебя». А вот последние слова рассказа: «…ее жизнь не пройдет даром». 8). В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка». Рассказ о влиянии музыки на человека. Маленьким мальчиком услышал рассказчик скрипку. Играл скрипач композицию Огинского, и эта музыка потрясла юного слушателя. Умер скрипач, вырос мальчик, и вот однажды на фронте он услышал звуки органа. Звучала та же музыка, но в детстве она вызывала слёзы, потрясение, а теперь «звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнем».

Слайд 40

Аргументы: проблема ощущения родины
1)Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли. 2) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

Слайд 41

3) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык ... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все. 4) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался. 5) В.Распутин «Прощание с Матерой» (маленький клочок земли для Дарьи, героини повести, важнее всего на свете: здесь она родилась, здесь прошла ее жизнь, мучительно расставаться с родиной навсегда).

Слайд 42

Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустов-ский). 2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов). 3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский). 4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель). 5. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор). 6. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, русский писатель). 7. Мы любим свое отечество, это воздух, которым мы дышим (Горький М).

Слайд 43

Источники
Материал для наблюдения: текст из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт ФИПИ) http://www.4egena100.info/primery-tekstov. http://neznaika.pro/test/russian/ http://new-ref.ru/russkiy-yazyik/ishodnyie-tekstyi-sochineniy-ege/tekst-ege-po-yu.-arakcheevu.html