Презентация - Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературыРазвитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования»
Долинина Тамара Альбертовна, заведующий кафедрой филологического образования
Екатеринбург 2011

Слайд 2

Требования к результатам образования
Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях)

Слайд 3

Предметные результаты (русский язык)
Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка.

Слайд 4

Предметные результаты (русский язык)
Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Слайд 5

Предметные результаты (литература)
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как основного способа познания жизни. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

Слайд 6

Предметные результаты (литература)
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Слайд 7

Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемым результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной деятельности.

Слайд 8

Метапредметные результаты
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Слайд 9

Универсальные учебные действия (УУД)

Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно- смысловых и операциональных характеристик
Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Слайд 10

Универсальные учебные действия
УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Слайд 11

Личностные
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные

Слайд 12

Познавательные УУД
Общеучебные Умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в различных формах соответственно определенной цели и задачам деятельности
Универсальные логические действия

Слайд 13

Познавательные УУД
Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Слайд 14

Познавательные УУД
Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Личностные результаты
Воспитание любви и уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Слайд 19

Личностные результаты
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоение социальных норм, правил поведения. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Формирование коммуникативной компетентности. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Слайд 20

Умения, необходимые для работы с информацией текста
умение понимать текст, его тему, основную мысль, идею автора; выделять микротемы; формулировать основную информацию каждой микротемы; исключать второстепенную, обобщать, упрощать;

Слайд 21

передавать своими словами полученную информацию, сохраняя главное; видеть и сохранять логические связи между микротемами текста и предложениями в тексте; уметь устанавливать причинно-следственные связи между частями текста;

Слайд 22

комментировать авторские рассуждения; выдвигать гипотезу, формулировать проблему; аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора; выстраивать логическую цепочку рассуждений

Слайд 23

Задачи деятельности
Формировать осознанное отношение к работе по развитию общеучебных УУД Разработать технологии, способствующие формированию познавательных УУД (умение находить, преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию в различных формах соответственно определенной цели и задачам деятельности)

Слайд 24

Разработать технологии, способствующие формированию коммуникативных УУД субъектов образовательного процесса (владение диалогической и монологической формами речи, умение полно и ясно выражать свои мысли, формулировать вопросы и отвечать на них, участвовать в споре, разрешать конфликты и проч.)

Слайд 25

Разработать и популяризировать технологии, обеспечивающие развитие общеучебных регулятивных УУД, дисциплинирующих действие и мысль при работе с устной и письменной информацией (адекватность целеполагания, планирования речевых действий, наличие навыков оценки и самооценки достижений в работе с текстовой информацией)

Слайд 26

Разработать и популяризировать технологии, формирующие личностные УУД как интегрирующие достижения по развитию всех УУД и активизирующие способности к самоопределению, смыслообразованию и нравственно-этическому отношению к происходящему

Слайд 27

Успехов в работе!
Благодарю за внимание!