Презентация - Степени сравнения наречий

Степени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречийСтепени сравнения наречий







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Степени сравнения наречий

Слайд 2

Сегодня мы…
научимся сравнивать наречия;
будем различать наречия и прилагательные;
составим схемы.

Слайд 3

Наречие –
самостоятельная часть речи.
Обозначают признак действия.
Наречия не изменяются.

Слайд 4

Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса –о (-е).
громкий
громко
вызывающе
вызывающий
блестящий
блестяще
прилагательное
наречие

Слайд 5

Признаки предметов могут проявляться в большей или меньшей степени.
менее высокий
выше
выше всех

Слайд 6

Признаки действий тоже могут проявляться в разной степени
взлетел высоко
взлетел выше
взлетел выше всех
Наречия на -о (-е), образованные от качественных имен прилагательных, могут иметь степени сравнения.

Слайд 7

сравнительная
превосходная
Степени сравнения наречий
простая форма
составная форма
простая форма
составная форма

Слайд 8

сравнительная
превосходная
Степени сравнения наречий
простая форма
составная форма
простая форма
составная форма
-ее (-ей), -е, -ше
более менее
покорнейше нижайше строжайше
наиболее наименее всех +
+ прил.
простая сравнит. степень
+ прил.

Слайд 9

Определи степень!
Маша лепила снеговика усерднее всех.
Олег решил учиться более усердно.
Летом солнце светит ярче.
сравнительная простая
сравнительная составная
превосходная составная

Слайд 10

153. Образуйте формы сравнительной степени наречия, запишите их в словосочетаниях с глаголами.
Легко молодо высоко грамотно тонко красиво удобно

Слайд 11

153. Образуйте формы сравнительной степени наречия, запишите их в словосочетаниях с глаголами.
Легко – легче, более лёгкий, легчайший, наиболее лёгко Молодо – моложе, менее молодой, - , всех моложе Высоко – выше, более высокий, высочайший, выше всех Грамотно – грамотнее, более грамотный, - , грамотнее всех Тонко – тоньше, более тонкий, тончайший, наиболее тонко Красиво – красивее, более красивый, красивейший, красивее всех удобно – удобнее, более удобный, удобнейший, наиболее удобно

Слайд 12

154. Спишите пословицы, употребляя наречия, данные в скобках, в простой сравнительной форме.
1) Работай (смело) – будешь жить (весело). 2) Знай (много), а говори (мало). 3) Берись (крепко), подымай (дружно). 4) (Тихо) едешь – (далеко) будешь. 5) (Высоко) головы не прыгнешь. 6) Пустая бочка (звонко) гремит. 7) Чем (далеко) в лес, тем (много) дров.
2. Расскажите, в каких ситуациях, когда употребляют последние четыре пословицы.

Слайд 13

155. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Наречия, данные в скобках, употребите в сравнительной степени.
Дорога, по которой мчался автомобиль2, пересекала (ж..лезн..)дорожный2 путь, и Незнайка, заспорив с Пестреньким, слишком поз(?)но сообр..зил, что, переезжая через рельсы, он может уг..дить прямо под пар..воз2. Он решил ехать (быстро), чтоб успеть пересечь ж..лезную дорогу (рано), чем к этому месту подойдет поезд, но чем (близко) под(?)езжал к (ж..лезн..)дорожной линии, тем (ясно)видел, что очутится на переезде (одн..)вр..менно2 с пар..возом. (Н.Носов)
2. Обозначьте суффиксы наречий. Подчеркните их как члены предложения

Слайд 14

Дорога, по которой мчался автомобиль, пересекала железнодорожный путь, и Незнайка, заспорив с Пестреньким, слишком поздно сообразил, что, переезжая через рельсы, он может угодить прямо под паровоз. Он решил ехать быстрей, чтоб успеть пересечь железную дорогу раньше, чем к этому месту подойдет поезд, но чем ближе подъезжал к железнодорожной линии, тем яснее видел, что очутится на переезде одновременно с паровозом. (Н.Носов)
Проверяем!

Слайд 15

Отличи прилагательное от наречия!
Этот ноутбук очень дорогой.
Этот ноутбук стоит очень дорого.
какой?
как?
Тот планшет стоит еще дороже.
???

Слайд 16

Формы простой сравнительной степени у наречий и прилагательных совпадают.
Тот планшет стоит еще дороже.
дорогой
дороже
дорого
дороже
как?
это наречие

какой?
это прилагательное

Слайд 17

Маленькая хитрость
Наречие часто сочетается с глаголом, а прилагательное – с существительным.
Если слово в сравнительной степени примыкает к глаголу – это наречие.
Ищи глагол!

Слайд 18

Отличи прилагательное от наречия!
Аня красивее Зои.
Но Зоя учится прилежнее Ани.
Глагол!
прилагательное
наречие

Слайд 19

С составной формой превосходной степени тоже работает.
Коля поет громче всех в классе.
Алмаз тверже всех минералов.
Глагол!
наречие
прилагательное

Слайд 20

простая форма сравнительной степени
составная форма превосходной степени
Формы прилагательных и наречий могут совпадать
громче
громче всех
Наречия примыкают к глаголу и являются обстоятельством.
Прилагательные сочетаются с существительными
Ищи глагол!

Слайд 21

Красивее, легче, слаще, интереснее, короче, ниже.
156. Придумайте и запишите по два предложения: в одном употребите слово как прилагательное, а в другом – как наречие. Подчеркните члены предложения. О б р а з е ц: выше – Мой брат выше меня. Саша прыгнул выше Серёжи.
- - - - -
- - - - -

Слайд 22

157. Спишите вставляя пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные и наречия как члены предложения. Объясните их различие.
1) Уж небо ос…нью дышало, уж реже солнышко бл…стало, к…роче ст..новился день. 2) Почему при звуке песни и цв…ты сильнее пахнут, и пл…ды быстрее зре…т, и сер(?)ца сильнее бьют(?)ся? 3)Дли(н,нн)ей с горы л…жит(?)ся тень. 4) Л..са вдали в…днее, синее небеса, заметней и ч…рнее на пашне полоса. 5) Под ним струя св…тлей лазури, под ним луч(?) со(?)ца з…л…той… 6) Чиста небесная лазурь, т…плей и ярче со(?)нце стало. 7) А злые языки страшнее п..столета. 8) Всё мрачней и ниже тучи опускают(?)ся1 над морем. 9) Гул усил..вался, сырая трава ст.. новилась гуще и выше, кусты попадались чаще, и г..р..зонт постепенно суживался. 10) Небо всё ниже и ниже опускалось к земле, и вокруг ст…новилось всё т..мнее, пока не пош..л снег.

Слайд 23

V. Наречия в форме сравнительной и превосходной степени относятся к глаголу, являются в предложении обстоятельством образа действия и отвечают на вопрос КАК?: Мы стали петь ( как?) громче. Олин голос звенел ( как?) громче всех.

Слайд 24

158. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их степени сравнения.
1) Я не помню утра, более голубого и свеж..го! 2) Свет мой зеркальце2! Ск..жи да всю правду д..л..жи: я ль на свете всех м..лее, всех румяней и б..лее? 3) В детстве3 всё было другим… Ярче было со(?)нце, с..льнее пахли п..ля, громче был гром, обильнее д..жди и выше тр..ва. 4) Ты знаешь, что чем ч..ловек быстрее читает, тем он больше зап..минает? 5) Егорушка послушал немного, и ему стало к..заться, что от заунывной, т..гучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее. 6) Всё ближе к воде заб..рались кудрявые тёмно-зелёные кусты.
2. Подчеркните наречия как члены предложения

Слайд 25

159. Прочитайте стихотворение. Сформулируйте основную мысль текста.
Борис Заходер Сова Мудрейшая птица на свете – сова. Все слышит, Но очень скупа на слова. Чем больше услышит –  Тем меньше болтает. Ах, этого многим из нас Не хватает!
2. Выпишите наречия в формах степени сравнения и укажите эту форму. В чём особенность этих наречий? Какова их начальная форма? Образуйте все другие формы степеней сравнения.

Слайд 26

160.Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Н.М. Языков  Мой друг! Что может быть милей  Бе..це(н,нн)ого р..дного края?  Там со(?)нце каж..(т,ть)ся св..тлей,  Там радос(?)ней в..сна златая,  Пр..хладней ле..кий в..т..рок,  Душистее цв..ты, там холмы зел..нее,  Там сладос(?)ней журчит поток,  Там с..л..вей поет звуч(?)нее.
2. О чём размышляет автор? 3. Найдите слова в форме сравнительной степени. К какой части речи они относятся? Разберите их по составу. Образуйте от них превосходную степень. 4. Почему, размышляя о родине, поэт использовал сравнительную, а не превосходную степень?
Р.р. Расскажите о своём родном крае. Чем он вам дорог? При написании сочинения используйте прилагательные и наречия в сравнительной форме.

Слайд 27

Домашнее задание.
Прочитайте еще раз материал § 21. Составьте план сообщения «Степени сравнения наречий».

Слайд 28

Рефлексия.
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.