Презентация - Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.

Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.Идеология и культура СССР 1945-1953 гг.







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353.
ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА СССР. 1945-1953 гг.

Слайд 2

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»
Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание. Б.Л.Пастернак. Доктор Живаго.
Лидеры «Большой тройки» на Потсдамской конференции. Германия. 1945 год.
союзнические отношения со странами антигитлеровской коалиции; заграничный поход Красной Армии.
Объясните, почему возникли такие надежды?
Солдат американской армии Бак Л. Кацебу и красноармеец Иван Нумладзе в момент встречи на Эльбе. Германия, 1945 год.
Старший сержант санинструктор Люба Козиченко прикалывает цветы медбрату Карлу Робинсону. Эльба. Германия. 1945 год.

Слайд 3

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»
Почему эти надежды не оправдались?
Советские и американские солдаты и офицеры. Эльба. Германия. 1945 год.
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год. Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран для борьбы с мировым коммунизмом. 
Черчилль во время произнесения Фултонской речи. Советская карикатура.

Слайд 4

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА»
Советские плакаты времен «холодной войны».
Как изменилось в СССР отношение к бывшим союзникам?
МЫ МИРНЫМ ЗАНЯТЫ ТРУДОМ, И ЗНАЮТ ПУСТЬ ЗА РУБЕЖОМ, ЧТО ТРОГАТЬ НАС ВЕСЬМА ОПАСНО! ЯСНО? (надпись на плакате)

Слайд 5

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
Летом 1946 года развернулось широкое наступление против «западного влияния» на духовную жизнь советского общества.
возглавил эту борьбу ответственный за идеологию в СССР А.А.Жданов; вновь восстановлен «железный занавес», страна оказалась в культурной изоляции от остального мира; в конце 1948 года началась кампания по борьбе с «космополитизмом».
А.А.Жданов.
КОСМОПОЛИТ- человек (гражданин) мира.

Слайд 6

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
В 1946 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».
пропаганда идей, «чуждых духу партии»; предоставление литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений»; особой критике подверглись М.М.Зощенко и А.А.Ахматова; журнал «Ленинград» был закрыт, в журнале «Звезда» заменено руководство.
Обложки журналов «Звезда» и «Ленинград».

Слайд 7

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
Михаил Зощенко
… Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград» от 14 августа 1946 года.

Слайд 8

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
Анна Ахматова
… Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, "искусстве для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе. Из Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград» от 14 августа 1946 года.

Слайд 9

2. УСИЛЕНИЕ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ
Сборник постановлений ЦК ВКП(б). Издание 1952 года.
Резкой критике подверглись также: В.Мурадели (опера «Великая дружба»); Д.Шостакович, С.Прокофьев, В.Шебалин (за «формализм» в музыке); С.Эйзенштейн (2 серия фильма «Иван Грозный»); Л.Луков (фильм «Большая жизнь) и др.
В 1946 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

Слайд 10

3. НОВЫЙ ВИТОК РЕПРЕССИЙ
Судебные процессы и репрессии: 1946 год – «Дело авиаторов»; косвенно затронуло Г.К.Жукова; 1948 год – «Дело ЕАК» (Еврейский антифашистский комитет); 1949год - «Ленинградское дело»;  1949 год - «Мингрельское дело»; косвенно затронуло Л.П. Берия (он – мингрел);  1953 год - «Дело врачей».
Указы 1953 года о награждении и отмене награждения орденом Ленина Лидии Тимашук за «разоблачение врачей-убийц».

Слайд 11

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (биология)
Научные дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки».
Т.Д.Лысенко, Президент ВАСХНИЛ.
Дискуссию инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) Т.Д.Лысенко, обещавший в короткие сроки резко повысить урожайность в стране. Началась кампания в печати против ученых-генетиков (мухолюбов-человеконенавистников). Генетика была объявлена лженаукой, на долгие годы исследования генетиков были свернуты, хотя в 30-е гг. советские ученые занимали в мире ведущие позиции.

Слайд 12

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (языкознание)
Товарищ Сталин, вы большой учёный — В языкознаньи знаете вы толк, А я простой советский заключённый, И мне товарищ — серый брянский волк. Из песни Юза Алешко́вского. 1959 год.
Титульный лист работы И.В.Сталина «Марксизм и вопросы языкознания»

Слайд 13

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (экономика)
В данной работе Сталин: обосновывал еще большее огосударствление экономической жизни в СССР; доказывал несовместимость рыночной экономики и социализма.
Титульный лист работы И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»

Слайд 14

4. НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ (история)
Изменения претерпела и история: Иван Грозный и опричники были объявлены «прогрессивными деятелями»; якобинский кровавый террор во Франции был объявлен «неминуемым»; лидеры национальных движений (например Шамиль) стали «агентами зарубежных стран». Сталин лично правил школьные учебники истории.
Фрагмент учебника истории с правками И.В.Сталина.

Слайд 15

5. МОСКОВСКИЕ ВЫСОТКИ
После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре. Ярким памятником этому стилю стали московские (сталинские) высотки – здания повышенной этажности, возведенные в столице в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Семь высотных зданий: Главное здание МГУ на Воробьёвых горах; Жилой дом на Котельнической набережной; Гостиница «Украина»; Здание Министерства иностранных дел; Жилой дом на Кудринской площади; Административно-жилое здание возле «Красных ворот»; Гостиница «Ленинградская». Восьмой высоткой должен был стать Дворец Советов (не был построен).
Гостиница «Украина».
Панорама высоток Москвы: 1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Административное здание в Зарядье (высотка — не построена, вместо неё «выросла» гостиница «Россия»), 7 — Гостиница «Ленинградская» , 8 — Административно-жилое здание на площади Красных Ворот ,9 — Жилое здание на Котельнической набережной
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Слайд 16

6. ВСЕСОЮЗНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА (ВСХВ)
Выставка должна была демонстрировать достижения социализма. Она была открыта еще в 1939 году. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен.  На площади 200 гектаров были построены десятки павильонов представлявших все союзные республики, а также различные отрасли сельского хозяйства, промышленности, науки и техники СССР. Торжественное открытие выставки состоялось 1 августа 1954 года.
Фонтан «Каменный цветок» на ВСХВ (ВВЦ). 1954 год.
Панорама выставки. На переднем плане фонтан «Дружба народов СССР». 1954 год.

Слайд 17

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
В первое мирное десятилетие художников продолжала волновать тема войны. Художник А.И.Лактионов написал картину «Письмо с фронта». С фотографической точностью он передал событие, которое в военные годы переживали многие тысячи советских людей, остававшиеся в тылу. Некоторые критики обвиняли Лактионова в «бездушии», «фальшивом блеске». Однако «Письмо с фронта» понравилось зрителям. Репродукции картины разошлись массовым тиражом, а ее автору была присуждена Сталинская премия.
А.И.Лактионов. Письмо с фронта. 1947 год.

Слайд 18

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
А.А.Пластов. Сенокос. 1945 год.
Как ни сильны были воспоминания о войне, людей все больше тянуло к мирной жизни, к созидательному труду. Уже в 1945 году художник А.А.Пластов написал ряд картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос», «Жатва». В них показана красота природы и человека, занятого привычным крестьянским трудом.
А.А.Пластов. Жатва. 1945 год.

Слайд 19

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
После войны успешно продолжалась творческая деятельность П.Д. Корина. Он создал серию блестящих портретов своих современников: скульптора С.Т. Коненкова, художника М.С. Сарьяна, Кукрыниксов. Всех этих разных людей объединяет величие человеческого духа.
П.Д.Корин. Портрет скульптора С.Т.Коненкова. 1947 год.

Слайд 20

7. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В ЖИВОПИСИ
Г.Г. Нисский. Подмосковная зима. 1951 год.
Родную природу с  вдохновением писал замечательный пейзажист Г.Г.Нисский. Этого мастера отличает особая манера. Он влюблен в геометризм линий. Не случайно его любимыми мотивами в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередач.

Слайд 21

Вывод: После окончания войны партия усилила идеологическое давление на культуру. В этих условиях искусству трудно было создавать что-то новое и значительное.