Презентация - Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»

Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»Символ зла в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Символ зла в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»
МОУ СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области Прудникова Н.Н. учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Произведения А.С.Пушкина – это философские размышления о жизни, о дружбе, о любви. Каждый раз они поражают нас своей красотой, стройностью и смыслом.
«В мелких своих сочинениях ... Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. ... Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт», - так скажет Н.В.Гоголь о поэзии Пушкина.
И что же это за стих!—восклицает в своей статье о творчестве Пушкина В.Г.Белинский.— Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельной игрой романтической рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка: явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен,как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря".

Слайд 3

Прочитаем стихотворение «Анчар» и ещё раз убедимся в том, насколько прекрасно, поэтично, наполнено философским смыслом каждое творение А.С.Пушкина.
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Слайд 4

Немного об истории создания этого произведения.
События 1825 - 1826 годов не могли не сказаться на мировосприятии А.С.Пушкина. Из Михайловского он писал А.Дельвигу: «С нетерпением ожидаю решения участи несчастных и обнародование заговора. Твёрдо надеюсь на великодушие молодого нашего царя. Не будем ни суеверны, ни односторонни - как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира». Это означало многосторонне разобраться в случившемся, понять смысл, причины и следствия происшедшего. Через некоторое время Пушкин выскажет Дельвигу свои опасения за судьбу близких ему людей: «Но что Иван Пущин? Мне сказали, что 20, то есть сегодня (20 февраля.), участь их должна решиться - сердце не на месте».
Особую остроту приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.

Слайд 5

Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, напечатано лишь в 1832 году. Шеф жандармов настороженно отнёсся к этой публикации. Он просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя. Сюжет «Анчара» живо напоминал современникам недавние события. Надо сказать, что это стихотворение Пушкина единственное, где зло торжествует. Не случайно поэт не оставил ни одного комментария к этому произведению. Раскрыть его смысл не было возможности.
В стихотворении «Анчар» Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Символом зла является некое «древо смерти» – Анчар. Упоминания об этом смертоносном дереве появились еще в конце XVII – начале ХIХ века.

Слайд 6

Анчар – «древо смерти»
Александр Пушкин пишет произведение "Анчар", в котором в поэтической форме пересказывает историю, сочинённую Форшем. (В 1783 году в "Лондонском журнале" некто Форш, служивший хирургом на острове Яве, опубликовал материал об анчаре.)
«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Слайд 7

Позже некоторые сведения об этом дереве были опровергнуты.
Анчар – вечнозелёное дерево, которое особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи и т.д. Название анчар в переводе с яванского значит: яд.   Анчар – большое дерево. В высоту оно примерно 25-40 метров. А листья его – от 7 до 19 сантиметров. Млечный сок анчара действительно содержит яд, которым местные жители смазывают стрелы, кристаллизируется он на блестящих листьях. Яд этот очень сильно действует на организм – вызывает паралич сердца, что ведёт к быстрой смерти. Но находиться возле дерева можно совершенно спокойно.

Слайд 8

Вернёмся к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»
Первое слово - "пустыня". Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: "чахлая", "скупая". Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты наделяют её свойствами человека. Это заставляет нас воспринимать пустыню как злое существо, являющееся активным создателем окружающего зла.
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной,

Слайд 9

Сухая, раскалённая зноем почва - это мёртвая почва. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков - образ матери, создающей жизнь. При этом в народной поэзии плодотворная земля имеет постоянный эпитет, указывающий на влажность: «Мать - сыра земля». Пушкин создаёт образ мира зла, в котором привычные черты мира разрушены. Земля здесь - «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишённый всех фольклорно - поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».

Слайд 10

Анчар был рождён в «день гнева». В сказаниях многих народов есть рассказы о том, как злое существо - ведьма рождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья. Древо яда - противоестественное явление природы. Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны - жизни. Сочетание «зелень мёртвая» воспринимается как чудовищное нарушение норм природы.
Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила

Слайд 11

В первой части стихотворения речь идёт о зле в природе. Во второй части стихотворения речь пойдёт о зле, создаваемом самим человеком. Союз «но» резко делит стихотворение на две части.
Человек создаёт ещё более страшное нарушение, чем зло природное: он посылает другого человека идти к древу яда: Но человека человек Послал к анчару властным взглядом  (Эти два слова повторяют друг друга и говорят о равенстве двух людей в природе)
И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Анчар, который сначала выступал как активное зло, становится лишь инструментом в ещё более злых руках - князя. Князь - двойник анчара. Он, как и анчар, посылает гибель во все пределы.

Слайд 12

Стихотворение раскрыло противоречие своего времени: право одного человека распоряжаться судьбой других. Право помещика вершить участь крепостного, право царя решить судьбы своих, да и порой чужих граждан.
Пушкин ещё в юности усвоил то,что излагал в своих лекциях профессор Куницын: «Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы...Всякое нападение, чинимое несправедливо на человека, возбуждает в нас негодование».
Подлинная лирика всегда стремится рассказать о явлениях жизни как можно короче и как можно полнее. Вот и «Анчар», о котором вполне можно сказать словами В.Г.Белинского «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но всё в меру, всё на своём месте, конец гармонирует с началом…» Сила пушкинского обобщения вышла за пределы своего времени. Обстоятельства, когда человек посылает, приказывает содеять зло, и по сей день не единичные явления в мире.