Презентация - Культура первой половины XX века: расцвет или деградация

Культура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградацияКультура первой половины XX века: расцвет или деградация







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура первой половины XX века: расцвет или деградация

Слайд 2

В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран. В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.
Англия
Франция
Германия
Россия
США
Италия
Япония

Слайд 3

КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?

Слайд 4

Урбанизация. 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек. 1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек. Нью-Йорк

Слайд 5

Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Разница быта.

Слайд 6

Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету. В городе у него нет своего дома, нет единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда. В сознании рушатся идеалы призвания.

Слайд 7

Миграция. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.

Слайд 8

Социальные потрясения. Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика. Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования. Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.

Слайд 9

Научно – технический прогресс.
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб.
Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.

Слайд 10

На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние: Урбанизация. Миграция. Разница быта. Расстройство привязанностей. Социальные потрясения. Научно – технический прогресс. Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Выводы:

Слайд 11

Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Слайд 12

Модернизм

Слайд 13

Модернизм:
это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.; претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»; является ранним этапом в развитии авангардного искусства.

Слайд 14

Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв.
Время возникновения: 1870-1880-е гг. Место возникновения: Франция. Особенности: - многозначность образов, - игра метафор и ассоциаций, - таинственность, - мистичность. Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.

Слайд 15

Яркие представители:
В литературе: Ш.Бодлер (Франция) М.Метерлинк(Бельгия) В.Брюсов (Россия) А.Блок (Россия) В музыке: А.Скрябин (Россия)
В живописи: О. Бердслей (Англия) . М.Чюрлёнис (Литва) М.Врубель (Россия) О.Редон (Франция) В драматургии: В.Мейерхольд (Россия)

Слайд 16

Одилон Редон
Французский художник – символист. Годы жизни: 1840 -1916 . Особенности творчества: - творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды; - тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом; - мистичность и даже жутковатость.

Слайд 17

О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»

Слайд 18

Михаил Александрович Врубель
Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор. Годы жизни: 1856-1910. Особенности творчества: - мистичность; - загадочность; -таинственность.

Слайд 19

М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра». (1886)

Слайд 20

Александр Скрябин (1872 – 1915)
Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно-трагедийных произведений раннего Скрябина.

Слайд 21

Время возникновения: вторая половина XIX в. Место возникновения: Франция. Наиболее развит в живописи. Особенности: - отражение реального мира в движении; - многоцветие.
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.

Слайд 22

В живописи: К.Моне (Франция) Э.Мане (Франция) О.Ренуар (Франция) Э.Дега (Франция)
В музыке: К.Дебюсси (Франция) М.Равель (Франция)
Яркие представители.

Слайд 23

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Слайд 24

Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
Время возникновения: конец XIXв. – начало XXв. Особенности: - эмоциональность , - высокая художественная выразительность, - интенсивность цвета, - отказ от светотени, - простые очертания.

Слайд 25

Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
Франция. Годы жизни: 1869 – 1954. Художник, скульптор, аниматор.

Слайд 26

Анри Матисс «Красные рыбки» (1911)

Слайд 27

Время возникновения: 1910-1920-е гг. Место возникновения: Германия. Особенности: - выражение эмоционального состояния, - броскость и гротескность, - анархия, бунтарство. Представители: - Отто Дикс (Германия) - Эрнст Барлах (Германия) - Эмиль Нольде (Германия)
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.

Слайд 28

Эмиль Нольде (1867-1956)
Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»

Слайд 29

Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»

Слайд 30

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.
Время возникновения: 1910-1920-е гг. Место возникновения: Европа, США. Особенности: - негеометричные штрихи большими кистями; - дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок); - спонтанность; - импровизация.

Слайд 31

Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма
«Алхимия»
Дж.Поллок творит.

Слайд 32

Сюрреализм(от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.
Время возникновения: начало 1920-х гг. Место возникновения: Франция. Особенности: - парадоксальное сочетание форм, - самоценность зрелищности явлений, - алогизм композиций, - контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Слайд 33

Яркие представители.
В литературе: А.Бретон (Франция) Б.Поплавский (Россия) В кинематографе: Л.Бунюэль (Франция) Ж Кокто (Франция) Ян Шванкмайер (Чехия)
В живописи: С.Дали (Испания) М.Эрнст(Германия) Р.Магритт (Бельгия) М.Шагал (Россия) Фотография: Ф.Халсман (Латвия, Германия)

Слайд 34

Рене Магритт. Годы жизни: 1898 – 1967. Особенности творчества: - невозмутимость стиля, - предметы не теряют своей предметности, - его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.

Слайд 35

Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Слайд 36

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
Испания, Франция. Годы жизни: 1904 – 1989.

Слайд 37

С.Дали «Сон». 1937г.

Слайд 38

Выводы:
Модернизм – это попытка уйти от реального мира. Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.

Слайд 39

авангардное
искусство

Слайд 40

Авангард
(Avant-garde, «передовой отряд»)-общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо-боевой форме. Его временные рамки : 1870-1938 годы.

Слайд 41

Яркие представители:
П.Пикассо Ж.Брак (Испания) (Франция) Ф.Леже Х.Грис (Франция) (Испания)

Слайд 42

Пабло Пикассо.
1881-1973 Испания. Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. Основатель кубизма.

Слайд 43

Поводом к созданию картины стало событие апреля 1937 г. , когда немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.
П.Пикассо «Герника».1937г.

Слайд 44

П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.

Слайд 45

Дадаизм.
от франц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного» Время возникновения: 1916 г. (Первая мировая война) Особенности: - иррациональность. - отрицание признанных канонов в искусстве. - цинизм. - бессистемность. - разрушение эстетики. В 20-ые годы слился с сюрреализмом.

Слайд 46

Яркие представители М.Дюшан (Франция ,США) М.Эрнст (Германия,Франция) Т.Тцара (Румыния,Франция)

Слайд 47

Тристан Тцара. (1896-1963)
Румыния, Франция. Поэт. Основатель дадаизма.

Слайд 48

эта песня дадаиста сердцем истого дада стук в моторе не беда ведь мотор и он дада граф тяжёлый автономный ехал в лифте невредим он мизинец свой огромный оторвал и выслал в рим лифт за это вот беда
сердцем больше не дада вода нужна всегда прополощи мозги дада дада отдай долги
Песенка дада.

Слайд 49

Время возникновения. 1)XIX в. 2)Время Первой Мировой войны. Особенности: Упрощение изображения. Проявился в живописи.
Примитивизм – наивное искусство

Слайд 50

Яркие представители.
Анри Руссо (Франция, 1844-1910) Эмили Карр (Канада, 1871-1945) Н.С. Гончарова (Россия, 1881-1962)

Слайд 51

Наталья Сергеевна Гончарова
1881-1962гг. Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.

Слайд 52

Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.

Слайд 53

Супрематизм.
от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма. Время возникновения – 1910е годы. Особенности: -комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур. - уравновешенная ассиметрия. - доминирование цвета над изобразительным смыслом.

Слайд 54

Казимир Малевич. (1879-1935)
«Атлеты». «Утро после дождя».

Слайд 55

К.Малевич. «Черный квадрат»-вершина абстракционизма (1915)

Слайд 56

К. Малевич.
«Красный квадрат»
«Белый квадрат»

Слайд 57

Конструктивизм.
русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве. Время возникновения – 1)1910е годы. 2)1920-1930е годы. Особенности: -строгость. -геометризм. -лаконичность. -монолитность.

Слайд 58

Конструктивизм в живописи.
А.М.Ган (1893-1942) «Блюдо Конструктивизм»

Слайд 59

Осип Максимович Брик (1888 – 1945) – идеолог русского конструктивизма, литературовед, драматург, критик, сценарист. Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским, журналов «Леф» и «Новый леф»
Конструктивизм в литературе.

Слайд 60

Конструктивизм в архитектуре.
Братья Веснины. Проект дворца труда в Москве. (1923)

Слайд 61

Конструктивизм в фотографии.
Рауль Хаусман. Коллаж.
Густав Клауцис. «Аксонометрическая живопись».

Слайд 62

Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным. По содержанию ещё более непонятным зрителю. Искусство становится элитарным.
Выводы:

Слайд 63

Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей. Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг. Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию. В течении первой половины XXв. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.
Общие выводы:

Слайд 64

«Массовая культура»

Слайд 65

Что такое массовая культура?
Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения. Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XXв., но как явление зародилась на рубеже XIX – XXвв.

Слайд 66

Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
Развитие техники. Всеобщее школьное образование. Рост доходов населения. Высокая концентрация людей в городах. Освобождение времени.

Слайд 67

США – страна, где наиболее развита массовая культура.
Голливуд – символ всевластия массовой культуры Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

КИНО.
1895г. – изобретение кинематографа. 1930-н гг. – появление звукового кино. 1935 г. – в США снят первый цветной фильм. 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.

Слайд 71

РАДИО.
1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»). 1899г. – изобретено радио. 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения. 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту. 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.

Слайд 72

ЛИТЕРАТУРА.
Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование. Появились в конце XIXв. В газетах США. К середине XXв. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.

Слайд 73

ПОП – МУЗЫКА.
Для неё характерны: тиражирование средствами массовой информации; коммерческий характер; шаблонность музыкально – поэтического языка; развлекательный характер.

Слайд 74

Выводы:
Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления). Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения. В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.