Презентация - Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»

Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»Обществознание 10 класс «Наука - Особенности научного мировоззрения»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кодификатор по обществознанию Глава 1. Человек и общество. Тема 1.11
Обществознание 10 класс Профильный уровень
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
НАУКА, ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА: в широком смысле; в узком смысле.  ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ: объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость (верифицируемость) результатов. ФУНКЦИИ НАУКИ: познавательная; мировоззренческая; прогностическая; социальная; производственная. ТИПОЛОГИЯ НАУК: точные, естественные, социальные, гуманитарные; фундаментальные, прикладные.  НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.

Слайд 3

НАУКА
определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке
особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование
совокупность  социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ
АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы
НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)

Слайд 4

Цель научного познания: постижение истины; открытие объективных законов действительности.
Главный двигатель науки – общественные потребности.

Слайд 5

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
ПРЕДНАУКА – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КОЛЫБЕЛЬ НАУКИ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ (ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ) СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА ОФОРМЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРЕВРАЩЕНИЕ НАУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА
IV – I тыс. до н.э. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (Шумер, Египет, Китай, Индия)  VI-IV вв. до н.э. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ III в. до н.э. – I в.н.э. РИМ XVI – XVII вв. ЕВРОПА XVIII – XIX вв. ЕВРОПА, АМЕРИКА ХХ – XXI вв. ВЕСЬ МИР

Слайд 6

ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ
Какие специфические признаки науки вы можете назвать?
объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость (верифицируемость) результатов.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели.

Слайд 10

Приведите примеры проявлений каждой функции науки.

Слайд 11

ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (первый вариант)
ТОЧНЫЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ГУМАНИТАРНЫЕ
О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
МАТЕМАТИКА
ОБ ОБЩЕСТВЕ
ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ и пр.
О ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
О ЧЕЛОВЕКЕ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА ПОЛИТОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ и пр.
ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОЛОГИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр.

Слайд 12

КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ
ПРИКЛАДНАЯ (ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ)
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (второй вариант)
НАУКА
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ)

Слайд 13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
VI – IV тысячелетие до н.э.
Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники
Производящее хозяйство – земледельцы и скотоводы

Слайд 14

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному)
VI – IV тысячелетие до н.э.
XVIII – XIX вв.
Ручной труд – мануфактура
Машинный труд – фабрика

Слайд 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному)
НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI – IV тысячелетие до н.э.
XVIII – XIX вв.
середина XX в.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет.
Проекты Леонардо да Винчи.
Почему гениальные проекты Леонардо остались только на бумаге?
Советские агитационные плакаты
Советские агитационные плакаты

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему)
ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному)
НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества)
VI – IV тысячелетие до н.э.
XVIII – XIX вв.
середина XX в.
конец XX в.
ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ (обмен информацией с помощью компьютерных сетей)

Слайд 17

ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.
Бертран Рассел  (1872-1970), британский философ,  общественный деятель и математик.
Альберт Эйнштейн  (1879-1955), физик-теоретик, общественный деятель-гуманист.
В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов. Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год.
Андрей Дмитриевич Сахаров  (1921-1989)  советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год). Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник. 

Слайд 18

ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ
неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий.
Заседание Нюрнбергского процесса. Слушание дел о медицинских экспериментах в концлагерях. Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il.
Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками.  Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год.
Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством.

Слайд 19

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет). Дифференциация и интеграция научного знания Математизация и  компьютеризация научных  знаний,  что является  основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе. Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки.   Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается  в  «мать  производства».
На карикатуре представлена специфическая тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.

Слайд 20

субъект и объект познания совпадают; общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей; социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание – «истина сердца»); открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:

Слайд 21

ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ
ЧЕМ БОЛЬШЕ Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ
То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно. П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).

Слайд 22

УЧЕНЫЕ ШУТЯТ
Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Л.А.Арцимович, советский физик, академик.
Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик: Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С.Ф.Платонов, историк: Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20-х гг. ХХ в. на заседании Академии наук.
Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно.  Автор неизвестен.
Пример научного юмора: шуточный парадокс кошки с маслом
Только неграмотный человек на вопрос «Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина». А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности. 

Слайд 23

ТЕРМИНОЛОГИЯ:
НАУКА  - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.  МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному). АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ЭТИКА -  философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Слайд 24

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://ru.wikipedia.org http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят. http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят. http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».