Презентация - Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»

Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»Обществознание 10 класс «Мышление и деятельность»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Кодификатор по обществознанию. Глава 1. Человек и общество. Тема 1.5.
Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Что такое человеческая деятельность?  Отличия деятельности человека от активности животных.  Структура деятельности:  субъект и объект; цель, средства, действия, результат. Мотивы деятельности: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения. Сознательное и бессознательное в деятельности. Основные виды деятельности: игра; учеба; труд; общение.

Слайд 3

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ?  ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ: опосредованный характер; обобщенность. ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ: абстрактное (теоретическое); образное (художественное).  ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение и конкретизация.   ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: суждение, умозаключение, понятие; индукция и дедукция. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Слайд 4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ?
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ОРУДИЙНАЯ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

Слайд 5

ОТЛИЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЦЕЛЬ ЗАДАЕТСЯ ИНСТИНКТОМ ЗАДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИНСТИНКТОМ, НО И СТАВИТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, Т.Е. СООБРАЗУЮЩЕЕСЯ С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Животные тоже добывают себе пищу, но только человек придумал кулинарию. Животные тоже строят себе дома, но только человек придумал архитектуру.

Слайд 6

СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИТЕ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 7

По соотношению субъекта и объекта можно выделять:
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАМА МЫЛА РАМУ
МАМА МЫЛА РУКИ
МАМА РАЗГОВАРИВАЕТ С ПАПОЙ
МАША ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
МАМА КРИЧАЛА НА ПАПУ
СООТНЕСИТЕ СИТУАЦИИ С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТ
СРЕДСТВА
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРА УЧЕБА ТРУД ОБЩЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ (производство продуктов питания, строительство зданий и пр.)
ДУХОВНАЯ - ВСЕ, ЧТО МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ (получение образования, занятия наукой, музыкой и пр.)

Слайд 10

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВ – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
МАСЛОУ АБРАХАМ (1908-1970). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
ПЕРВИЧНЫЕ, ВРОЖДЕННЫЕ
ВТОРИЧНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Проиллюстрируйте примером каждый мотив деятельности.

Слайд 11

Cogito, ergo sum (лат.  — «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ») —философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596—1650). Французский философ,  математик, механик, физик и физиолог. Художник Франс Халс .
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания человеком действительности.
Назовите каналы связи человека с окружающим миром?
5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Слайд 12

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт)
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что невозможно познать прямо (непосредственно), человек познает опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение. Общее существует и проявляется лишь в отдельном , конкретном.
Проиллюстрируйте примерами особенности мышления.

Слайд 13

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Слайд 14

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
АБСТРАКТНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Биологический тест «Кто я?»

Слайд 15

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИКСИРОВАНИЕ ТОЛЬКО ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОЛЬКО ДАННОМУ КЛАССУ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ
МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ
ПРОЦЕСС МЫСЛЕННОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ, ДЕТАЛИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СТОРОН
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ВАЖНОЙ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТА, ВРЕМЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ДРУГИХ, МЕШАЮЩИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ НА ГЛАВНОМ, СТОРОН
АНАЛИЗ- мысленное разложение целого на части. СИНТЕЗ – объединение частей в единое целое (операция, обратная анализу). СРАВНЕНИЕ – установление сходства и различия предметов и явлений. АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ОБОБЩЕНИЕ - это мысленное выделение, фиксирование только общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений.  КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс мысленного сосредоточения на любой, даже второстепенной, детали и отвлечения от других сторон.

Слайд 16

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. ПОНЯТИЕ – это отражение существенных признаков предмета.
В приведенных примерах найдите суждение и умозаключение: Все люди братья. Все люди хотят мира. Если все люди братья и все хотят мира, значит война есть преступление против человечества.

Слайд 17

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Процесс получения умозаключения называется РАССУЖДЕНИЕМ. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
В приведенных примерах найдите индуктивное и дедуктивное рассуждение: Любой человек мыслит. Иван мыслит. Следовательно Иван – человек. Иван – человек. Иван мыслит. Следовательно любой человек мыслит.

Слайд 18

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК 
ЯЗЫК – объективная материальная форма мышления. Мышление и язык (речь) – едины. Мысль становится мыслью только через слово – устное или письменное.

Слайд 19

По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг. 
В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать...). Лучший способ развития мозга - заниматься тем, что вы еще никогда не делали (танцы, пение, новая еда, науки и т.д.). Например, если вы правша, то учитесь писать левой рукой.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЫШЛЕНИИ

Слайд 20

ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя. СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность. ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий. ДЕЙСТВИЕ — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния. РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида. МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Слайд 21

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Деятельность». http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-deyatelnosti?seconds=0 - ИнтернетУрок «Структура деятельности».