Презентация - Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмоТехнология развития критического мышления через чтение и письмо







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 2

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Слайд 3

Критический мыслитель
 Формирует собственное мнение  Совершает обдуманный выбор между различными мнениями  Решает проблемы  Аргументировано спорит  Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение  Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Слайд 4

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;  культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;  информационной грамотности;  развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;  формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание;  социальной компетентности

Слайд 5

Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии
Трехфазная структура урока:

Слайд 6

Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений



Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме
Активизация интеллектуальной деятельности
Постановка учеником собственных целей обучения

Стадия вызова

Слайд 7

Стадия осмысления
 активное получение новой информации;  осмысление новой информации;  соотнесение новой информации с собственными знаниями;  отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Слайд 8

Стадия рефлексии
 целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;  выработка собственного отношения к изучаемому материалу;  выявление еще непознанного;  анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;  поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Слайд 9

Роль учителя в ТРКМ:
 направляет усилия учеников в определенное русло;  сталкивает различные суждения;  создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;  дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;  подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Слайд 10

 Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися.  Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся.  Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками.  Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций.  Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.  Облегчение социализации учащихся.
Технология критического мышления предполагает:

Слайд 11

Формирование целей урока
Традиционная технология Традиционная технология Технология критического мышления Технология критического мышления
Характерные формулировки Используемые глаголы Характерные формулировки Используемые глаголы
В ходе урока необходимо довести до понимания обучающихся, что... В процессе объяснения нового материала раскрываются характерные черты... Учитель должен: объяснить, доказать, научить, раскрыть, создать условия, поставить проблему, предъявить, организовать, подготовить... В ходе урока учащиеся должны определить... В процессе усвоения нового материала учащиеся должны научиться классифицировать явления по... В ходе повторительно-обобщающего урока школьники должны продемонстрировать следующие умения: идентифицировать, описывать, давать определения... Учащийся должен: обнаружить, отличить, упорядочить, создать, провести, изобрести, предсказать, диагностировать...

Слайд 12

«Ключевые слова»
«Белые пятна»
«Таблица»
«Корзина» идей, понятий, имен…»
Приёмы, которые можно использовать на стадии вызова:
«Паучок» (кластер)
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что…"

Слайд 13

«Взаимоопрос»
«Взаимообучение»
«Пометки на полях»
«Двухчастный дневник »
Приёмы, которые можно использовать на стадии осмысления:
Приём «Сводная таблица»

Слайд 14

«Кластер»
«Синквейн»
«Эссе»
«Шесть шляп критического мышления»
Прием “Пресс-конференция”
Приёмы, которые можно использовать на стадии рефлексии:

Слайд 15

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? ?
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Слайд 16

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию
А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4

Слайд 17

Инсерт (условные значки)
V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме)
Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Слайд 18

«Концептуальная таблица»
Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен
Команда
Снаряжение
Опыт
Погода
Удача

Слайд 19

19
Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.
▪ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 20

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Слайд 21

Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает общее задание по теме
Каждый член группы получает «свой» объект исследования
Сбор информации об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего для запоминания основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8

Слайд 22

22
«Верные – неверные утверждения». А.П.Чехов, 10 класс.
А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир». А.П.Чехов по образованию был врачом. Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому. Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс. Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.

Слайд 23

Кластеры (гроздья)

Слайд 24

"Дерево предсказаний"

Слайд 25

«Бортовые журналы»
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Слайд 26

«Двухчастный дневник»
Вопросительные слова Основные понятия темы
Что? Какой? Чем отличается? Почему? и др.

Слайд 27

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА КОММЕНТАРИИ К НИМ КОММЕНТАРИИ К КОММЕНТАРИЯМ
«МЕНЯ ПРЕЗРЕНЬЕМ НАКАЗАТЬ…» «МОЕЙ НЕСЧАСТНОЙ ДОЛЕ…», «ГОРЬКОГО МУЧЕНИЯ…» ЛЮБОВЬ ДЛЯ ТАТЬЯНЫ – ВЕЛИКОЕ СТРАДАНИЕ, ЖЕРТВЕННОСТЬ. ОНА НАИВНА, НЕОПЫТНА… . ЗАПОЛНЯЕТСЯ ДОМА, ТАК КАК ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА ЧАСТО ПРОИСХОДИТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЙ
«ТОЛЬКО СЛЫШАТЬ ВАШИ РЕЧИ…» «Я ТВОЯ…» «ХРАНИТЕЛЬ МОЙ…» «ПОСЛАН БОГОМ…» ЛЮБОВЬ ДЛЯ НЕЕ – ВЕЛИЧАЙШАЯ РАДОСТЬ, ВОЗВЫШЕННОЕ ЧУВСТВО... . ЗАПОЛНЯЕТСЯ ДОМА, ТАК КАК ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА ЧАСТО ПРОИСХОДИТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЙ
«В СНОВИДЕНЬЯХ МНЕ ЯВЛЯЛСЯ…» «ЧУДНЫЙ ВЗГЛЯД…» «ВОЛЯ НЕБА…» ТАТЬЯНА – ЧУВСТВЕННАЯ НАТУРА, РОМАНТИК ПО ДУШЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ. ОЧЕВИДНО ВЛИЯНИЕ «КНИЖНОЙ ЛЮБВИ». . ЗАПОЛНЯЕТСЯ ДОМА, ТАК КАК ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ УРОКА ЧАСТО ПРОИСХОДИТ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЙ
«ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК»
ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ. - ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ДЛЯ ГЕРОИНИ? - КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ ЕЕ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРОНИКНУТЬ В ТАЙНЫ ЕЕ ДУШИ? УЧАЩИЕСЯ ЗАПОЛНЯЮТ ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК. (ЭТА ФОРМА РАБОТЫ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ДОМА)

Слайд 28

Сюжетные таблицы
Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Слайд 29

29
Прием «Зигзаг».
1 Рабочая группа
1 Экспертная группа
2 Экспертная группа
3 Экспертная группа
4 Экспертная группа

Слайд 30

Ромашка Блума
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Слайд 31

Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Слайд 32

Прием «ФИШБОУН»
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод

Слайд 33

Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Слайд 34

СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 35

35
Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»
1 Кто? Что? 1 существительное Сатин.
2 Какой? 2 прилагательных Умный, дерзкий.
3 Что делает? 3 глагола Играет, спорит, думает.
4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Не герой дела, а герой слова.
5 Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Правдолюбец.

Слайд 36

36
Даймонт
1строка тема (существительное) ЛИСТ ДЕРЕВА Рождение
2строка определение (2 прилагательных) Зеленый, яркий
3строка действие (3 причастия) Светящийся, растущий, цветущий
4строка ассоциации (4 существительных) Жара, движенье, солнце, пища.
5строка действие (3причастия) Увядающий, замедленный, туманный.
6строка определение (2 прилагательных) Коричневый, старый.
7строка тема (существительное) Смерть.

Слайд 37

Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях: на оценку «3» - обязательный минимум; на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи; на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.
Домашнее задание