Презентация - Звукоподражательные слова

Звукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные словаЗвукоподражательные слова







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Звукоподражательные слова

Слайд 2

Междометиями не являются звукоподражательные слова!
МЯУ
Ж-Ж-Ж
МУ
КВА-КВА
БЕ-е-е

Слайд 3

Звукоподражательные слова - это слова, передающие различные звуки живой и неживой природы
Хи-хи-хи, ха-ха-ха!
Мур – мур!
тик-так
Чик – чирик!

Слайд 4

Звукоподражательные слова
1. Это неизменяемые слова. 2. Они не выражают эмоций, чувств и побуждений. 3. Состоят из одного слога (бе и т.д.) или повторяющихся, которые пишутся через дефис (ква – ква и т. д.). 4. Служат для образования новых слов: мяуканье, мяукать, кваканье, квакать и т.д. 5. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения.

Слайд 5

374. Прочитайте стихотворение «Весёлый старичок» Д.Хармса.
Жил на свете стаpичок Маленького pоста, И смеялся стаpичок Чpезвычайно пpосто:     "Ха-ха-ха     Да ха-ха-ха,     Хи-хи-хи     Да бyх-бyх!     Бy-бy-бy     Да бе-бе-бе,     Динь-динь-динь     Да тpюх-тpюх!" Раз, yвидя паyка, Стpашно испyгался. Hо, схватившись за бока, Гpомко pассмеялся:     "Хи-хи-хи    
    Да ха-ха-ха,    Хо-хо-хо Да гyль-гyль!     Ги-ги-ги     Да га-га-га,     Го-го-го     Да бyль-бyль!" А yвидя стpекозy, Стpашно pассеpдился, Hо от смеха на тpавy Так и повалился:     "Гы-гы-гы     Да гy-гy-гy,     Го-го-го     Да бах-бах!     Ой, pебята не могy!     Ой, pебята,     Ах-ах!"

Слайд 6

Задания по тексту.
2. Было ли вам весело читать это стихотворение? Почему? 3. Определите, какие звуки передают звукоподражательные слова. Только ли смех весёлого старичка? 4. Какие слова-междометия вам встретились? Объясните пунктуацию в предложениях с ними.

Слайд 7

Сочинение-миниатюра. Утро в селе.
Задание: написать сочинение – миниатюру с использованием звукоподражательных слов и междометий.

Слайд 8

373. Распределите и запишите предложения по группам со звукоподражательными словами
Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся
к людям к животным к неживым предметам
Но бестолковая кукушка, самолюбивая болтушка, одно «куку» своё твердит. 2) А девица – хи-хи-хи да ха-ха-ха! 3) «Шш! ш, ш! – зашипела бабушка, - услыхал бы он!» 4) «Трах! тах, тах! тах!» – явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым – «трра!» 5) Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе… и слёзы на глазах. 6) Брюки на крюк, блузу на гвоздик, мыло в руку и… бултых! 7) «Бух! Бух!»- яснее доносились орудия. «Та-та-та», - постукивало из едва видимой торфяной равнины. 8) Ёж тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. 9) «Свись-свись!» – цыплята в огороде. «Квох-квох!» – отвечает им курица. 10) Волшебному самому понравилась эта штука, и он засмеялся: - Гы-гы-гы… 11) В стынущей тишине слышны потрескивание деревьев и негромкие, с лёгкой грустинкой голоса переговаривающихся между собой снегирей: «Фи-ит, фи-ит, фи-ит». 12) Так-так, так-так! – торопливо стучали над головой ходики. 13) – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства!

Слайд 9

Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся Звукоподражательные слова, которые относятся
к людям к животным к неживым предметам
2, 3, 5, 6, 10, 13 1, 8, 9, 11, 4, 7, 12,
Проверяем!

Слайд 10

Раскройте скобки и запишите в три группы звукоподражательные междометия, передающие звучания, которые сопровождают действия, производимые 1) человеком; 2) животными; 3) предметом. Какое слово вы не выписали? Почему?
Кхе(кхе), кря(кря), ха(ха), дзинь(дзинь) , хи ( хи), уа (уа), карр(карр), из(за), тра(та, та), мяу(мяу), гав(гав), чих(чих), цып(цып), кур(кур).
Из-за (предлог)

Слайд 11

Звукоподражательные междометия Звукоподражательные междометия Звукоподражательные междометия
характерные для человека издаваемые животными издаваемые предметами
кхе-кхе, ха-ха, хи - хи, уа -уа, чих-чих, кря-кря, карр-карр, мяу-мяу, гав-гав, кур-кур. дзинь-дзинь, тра-та –та.
Проверяем!

Слайд 12

Расставьте знаки препинания при звукоподражательных словах
1.-Кар(кар)Здравствуй 2.-Кур Кур Мы видели Кая. Белая кураци несла на спине его санки…Кур Кур 3.-Ги ги Попался бычок, на верёвочку 4.-Право руля! Дилинь дилинь дилинь! Чш чш чш! 5.-Шт шт шт - подражал он шипенью водомерного крана 6.Они шептали друг другу Тсс 7.Ха ха ха! В тот или в этот? 8. «Кра кра кра !- неслось сверху 9 .Он начал палить вверх: « Бах Бах Бах 10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов

Слайд 13

1.-Кар-кар!Здравствуй! 2.-Кур! Кур! Мы видели Кая. Белая курица несла на спине его санки…Кур ! Кур! 3.-Ги -ги ! Попался бычок, на верёвочку! 4.-Право руля! Дилинь - дилинь -- дилинь! Чш –чш- чш! 5.-Шт !шт ! шт ! - подражал он шипенью водомерного крана 6.Они шептали друг другу «Тсс!» 7.Ха- ха -ха! В тот или в этот? 8. «Кра- кра - кра !- неслось сверху 9 .Он начал палить вверх: « Бах! Бах! Бах!» 10.Кар кар! Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов
Проверь себя!

Слайд 14

Звукоподражательные слова могут быть разными членами предложения
Бокал сказал «дзинь!» и разбился. А щука бух в воду! Ночью на болоте слышно только лягушачье ква – ква. Ритмичное тик-так действовало на всех успокаивающе. Малыши играли в ку-ку. Тут я его хлоп. Дождь бил по крышам: бам, бам.
- - - - - - -
- - - - - - -

Слайд 15

Составьте нераспространённые предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы:
Мяу-мяу, хрю-хрю, хи-хи-хи, тик-так, ква-ква, кря-кря, гав-гав, ау, кар-кар, топ-топ

Слайд 16

Вставьте нужные междометия
Примеры Значение междометий
. . . ,я не смогу присутствовать на этой игре. Огорчение, разочарование
. . . ! Какая красота кругом! Восхищение
« . . . , противный мальчишка!»-проворчал дядя. Досада
Кошки замяукали: «. . .!» Звукоподражание

Слайд 17

1. Тьфу! 2. Ква-ква. 3. Брысь! 4. Динь-динь. 5. Курлы-курлы. 6. Всего хорошего. 7. Тс… 8. Чух-чух. 9. Кар-кар. 10. Кря-кря. 11. Ай-ай!
ТЕСТ Найдите звукоподражательные слова:

Слайд 18

1) Тьфу! 2) Ква-ква. 3) Брысь! 4) Динь-динь. 5) Курлы-курлы. 6) Всего хорошего!
7) Тс… 8) Чух-чух. 9) Кар-кар. 10) Кря-кря. 11) Ай-ай!
Проверьте себя!

Слайд 19

Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________. Примеры междометий: __________________________________ . Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________. Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________. К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ . Междометие – это очень ____________________ часть речи.
Рефлексия.

Слайд 20

Домашнее задание
Для всех: - подготовить устный рассказ о междометии, используя учебник с.186-187. На выбор: - упр. 420, составить диалог, включив в него междометия; - сочинение-миниатюра на лингвистическую тему «Ах, как любят междометие остальные части речи».