Презентация - Футуризм - литературное направление

Футуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направлениеФутуризм - литературное направление







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация урока на тему: «Футуризм – литературное направление» 11 класс
Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И.
Санкт-Петербург 2014 г.

Слайд 2

Цель урока:
познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма; раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; показать значение футуризма для развития русской литературы XX века; познакомиться с представителями этого литературного направления.

Слайд 3

Футуризм - (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х ХХв., наиболее полно проявившееся в Италии и России. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, музыке.

Слайд 4

Зарождение футуризма
Родина футуризма – Италия День рождения футуризма - 20 февраля 1909 года Теоретик и основоположник футуризма – Филиппо Томазо Маринетти

Слайд 5

Ф.Т. Маринетти (1876 - 1944)
«Поднимите голову! Гордо расправив плечи, Мы стоим на вершине мира И вновь бросаем вызов звездам!»
Из «Манифеста футуризма»

Слайд 6

Слайд 7

Русский футуризм
В России футуризм появился в живописи
Казимир Малевич, 1914
Н. Гончарова «Велосипедист»

Слайд 8

Из первого манифеста русского футуризма «Пощечина общественному вкусу»
«Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности». Стремясь создать «искусство будущего», футуристы декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Слайд 9

Слайд 10

Группы:
1. Кубофутуризм 2. Эгофутуризм 3. «Центрифуга» 4. «Мезонин поэзии»
Зарождение новой поэзии…
Согласно представлениям футуристов, поэзия должна вырваться из книжной темницы и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование более причудливых рифм, форсированная инструментовка. С этим связана и активная речевая перестройка речетворчества футуристов, использование элементов народной лубочной частушечной поэзии, поэтической рекламы, фольклорных заговоров. В этом соединении самых противоречивых элементов проявилась эстетическое бунтарство футуристов.

Слайд 11

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУБОФУТУРИЗМА
Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, которые в своей программе считали главным – новое отношение к слову, как к материалу, из которого строится стихотворение. Слово у кубофутуристов делилось на части, «разрубалось», появлялись такие стихи: Дыр, бул, щил, Уберщур Скум Вы со бу, Р л за. (А. Крученых)
Футуристы А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Бурлюк, Б. Лифшиц Петербург, 1912 (слева направо)

Слайд 12

Велимир Хлебников создаёт теорию «заумного языка» и пишет стихи, создавая новые слова…
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи–гзи–гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. (1909 г.)

Слайд 13

В.В. Маяковский переносит в поэзию принципы кубистической живописи с пересечением плоскостей, разложением предметов на геометрические фигуры:
У – лица, Лица У
Догов Годов резче
Через Железных коней…
В. Хлебников писал: «Если мы имеем пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне – творцы жизни… Слову ветер отвечает петер от глагола петь: это ветра ласковый петер…»
Н. Гончарова «Аэроплан над городом», 1913 г.

Слайд 14

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭГОФУТУРИЗМА
И.В. Северянин, К.К. Олимпов, И.В. Игнатьев, В.И. Гнедов, Г.В. Иванов, Грааль-Апрельский Считали, что «Я»,… эгофутуризм – непрестанное устремление каждого эгоиста к достижению возможностей будущего в настоящем. Эти мотивы соединялись с прославлением цивилизации – города, электричества, фабрик, машин. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Эгоизм – это индивидуализация, осознание, Преклонение и восхваление «Я».
И.В. Северянин

Слайд 15

Представители «ЦЕНТРИФУГА»
Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак, С.П. Бобров, Божидар (Б. Гордеев) объединились вокруг издательства «Центрифуга». Эти поэты своеобразно сочетали традиции лирики XIX века с новаторскими достижениями кубофутуризма. Активный период деятельности длился до 1917 года.
Б.Л. Пастернак

Слайд 16

Основные черты футуризма:
разрыв с традиционной культурой; стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»; стремление передать хаотический пульс жизни, мгновенной смены событий – переживаний; словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.

Слайд 17

Задание:
- Найдите черты футуризма в стихотворении В.В. Маяковского «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Слайд 18

Поверь себя! Что вы узнали о футуризме? Назовите представителей футуризма. В чём отличие футуризма от символизма и акмеизма? Какие черты характерны для футуризму?

Слайд 19

«Чужие образцы…»

Слайд 20

Джакомо Балла «Уличный фонарь», 1910-1911
Футуризм в живописи

Слайд 21

Запишите вывод
1. Корни русского футуризма как мировоззрения восходят к европейскому, и в частности, итальянскому футуризму, но при этом эти направления различны. 2. Для раннего русского футуризма основной характерной чертой стал эпатаж, возведенный до уровня мировоззренческой программы. 3. В поэтическом плане творчество футуристов значительно отличалось от всех существующих в то время поэтических течений, Для него характерны: словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.

Слайд 22

Источники:
Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература» Библиотека электронных наглядных пособий "Мировая художественная культура 10-11 класс" ИИСС «Серебряный век» ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А. Соавтор - Кащеева Анастасия https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубофутуризм Iteratura5.narod.ru/kubofuturizm.html dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2509/Кубофутуристы Кубофутуристы - Своебразие русского футуризма futurismrus.narod.ru/gileya.htm
Домашнее задание
1. Чт. стр. 137-159 2. Ответить письменно по вариантам: - жизненный путь А. Ахматовой; - жизненный путь Й. Мандельштама; - жизненный путь Тэффи.