Презентация - Акмеизм - литературное направление России

Акмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление РоссииАкмеизм - литературное направление России







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация урока на тему: «Акмеизм – литературное направление России» 11 класс
Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И
Санкт-Петербург 2015 г.

Слайд 2

Цель урока:
познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения акмеизма; раскрыть историю происхождения понятия «акмеизм», его содержание, основные группы; показать значение акмеизма для развития русской литературы XX века.

Слайд 3

Серебряный век
символизм акмеизм футуризм
модернизм
Проверь себя!

Слайд 4

Словарь: акмеизм – модернистское течение (высшая степень, вершина, цветущая пора) — возникшее в начале ХХ века в России, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла.
Н. Гумилёв: «Провозглашаю самоценность явлений жизни…» Романтика и героика – основа мироощущения поэта.
А. Ахматова: «Обыденная деталь - значимая?» Глубина психологизма достигается с помощью детали, которая становится знаком обострённого чувства.
Й. Мандельштам: «Чёткие ритмы с мужественным напором приблизились к разговорному языку и задушевной интонации».

Слайд 5

Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма. Течение направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения её красоты. Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека. Внимание к слову. Детализация описания. Стремление придать слову предельно точное, ясное значение. Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали.
Особенности акмеизма

Слайд 6

Зарождение новой поэзии… Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Н. Гумилевым и С. М. Городецким., который расценивает борьбу между символизмом и акмеизмом как борьбу «за этот мир, звучащий, красочный, имеющий форму, вес и время, за нашу планету Землю». В 1911 г. основано объединение «Цех поэтов», руководителями которого стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 г. было принято решение о создании нового поэтического течения – акмеизма.

Слайд 7

Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)
Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938)
Гумилёв Николай Степанович (1886-1921)
Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967)

Слайд 8

Наследие акмеистов Н. С. Гумилёв -«Наследие символизма и акмеизм» (1913) С. М. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии» (1913) О. Э. Мандельштам - статья «Утро акмеизма» (1913) Важной особенностью поэзии акмеистов являются твёрдые нравственные ориентиры, установка на традиционные общечеловеческие ценности: веру, честь, совесть, долг, добро, любовь. Проверь себя! - Кто на фотографиях?

Слайд 9

Акмеисты стремились придать слову определенное, точное значение

Слайд 10

Музыка Городецкого Сергея Митрофановича
Городецкий родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Писать стихи начал с детства. Первая книга "Ярь" (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов "Перун" (1907), встреченный уже не так восторженно.
Как я любил тебя, родная, Моя Россия, мать свобод, Когда, под плетью изнывая, Молчал великий твой народ. В какой слепой и дикой вере Ждал воскресенья твоего! И вот всех тюрем пали двери, Твое я вижу торжество. Ты в праздник так же величава, Как прежде в рабской нищете, Когда и честь твоя и слава Распяты были на кресте.
Россия

Слайд 11

В стихах акмеистов можно было услышать…
(Продолжение стихотворения) О вечном мире всей вселенной, О воле, братстве и любви Запела ты самозабвенно Народам, гибнущим в крови. Как солнце всходит от востока, Так от тебя несется весть, Что есть конец войне жестокой, Живая правда в людях есть. И близок день прекрасней рая, Когда враги, когда друзья, Как цепи, фронты разрывая, Воскликнут: "Истина твоя!" Как я люблю тебя, Россия, Когда над миром твой народ Скрижали поднял огневые, Скрижали вечные свобод.
Одна из заслуг С. Городецкого - введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910-1920-х годах он писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты. В 1945 г. Городецкий перенес тяжелую потерю - смерть верного друга и соратника всей творческой жизни, жены Анны Алексеевны Городецкой (Нимфы), которой посвятил стихотворение "Послесловие" (1947). В 1956 году после долгого перерыва в центральной печати вновь появилось имя Городецкого, вышла книга избранных произведений. Умер Городецкий в июне 1967 г. на 84-м году жизни.

Слайд 12

Музыка Осипа Мандельштама…
«Для акмеистов сознательный смысл слова… Такая же прекрасная форма, как музыка для символистов… Любите существовавшие вещи и свое бытие больше самих себя- вот высшая заповедь акмеизма… Средневековье дорого нам потому, что оно никогда не смешивало различных планов и к потустороннему относилось с огромной сдержанностью». Осип Мандельштам

Слайд 13

Музыка Осипа Мандельштама
Родился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией. В 1907 году Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым…
Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Ленинград! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. 1930 г.

Слайд 14

Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов. Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которое в мае 1934 был арестован. Только защита Бухарина смягчила приговор - выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 г. О. Мандельштам умер в больничном бараке в лагере. Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать.
Ни о чем не нужно говорить, Ничему не следует учить, И печальна так и хороша Темная звериная душа: Ничему не хочет научить, Не умеет вовсе говорить И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым. <Декабрь 1909, Гейдельберг>

Слайд 15

Музыка Анны Ахматовой…
Анна Андреевна Ахматова родилась на юге России, в Одессе 11 июня 1889 года в семье Горенко. Спустя два года супруги Горенко переехали в Царское Село, где Аня училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским, читала в подлиннике Данте.  Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. В это время начинающая поэтесса познакомилась с Блоком, Бальмонтом, Маяковским. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер". 

Слайд 16

Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставит Думать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. 1917 г.
Музыка Анны Ахматовой…
В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано…»

Слайд 17

Музыка Анны Ахматовой…
Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. 1920-е годы отмечены новым поэтическим взлетом Ахматовой: выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием".
……………………………… И сердце только скорой смерти просит, Кляня медлительность судьбы. Всё чаще ветер западный приносит Твои упреки и твои мольбы. Но разве я к тебе вернуться смею? Под бледным небом родины моей Я только петь и вспоминать умею, А ты меня и вспоминать не смей. Так дни идут, печали умножая. Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты не смог ее убить.

Слайд 18

Музыка Анны Ахматовой…
В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия «Этна-Таормина» - в связи с 50-летием поэтической деятельности.   Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. 
А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир ваши имена! Да что там имена!                 Ведь все равно - вы с нами!.. Все на колени, все!                  Багряный хлынул свет!  И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.  

Слайд 19

Музыка Николая Гумилёва
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично. Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село. Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. В мае 1918 года он вернулся в революционный Петроград.
ТЕЛЕФОН Неожиданный и смелый Женский голос в телефоне,- Сколько сладостных гармоний В этом голосе без тела! Счастье, шаг твой благосклонный Не всегда проходит мимо: Звонче лютни серафима Ты и в трубке телефонной!

Слайд 20

Музыка Николая Гумилёва
Она Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха, Пред жизнью, дольней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее, Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Когда я жажду своеволий И смел и горд - я к ней иду Учиться мудрой сладкой боли В ее истоме и бреду. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке, И четки сны ее, как тени На райском огненном песке.
Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признал Советскую власть, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования и что страна находилась в состоянии разрухи. Но жизнь Н.С. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре.

Слайд 21

Музыка Николая Гумилёва
* * * Ты говорил слова пустые, А девушка и расцвела, Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела. Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем. Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст.
Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту. Поэт прожил очень яркую, но короткую жизнь.

Слайд 22

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще. Н. Гумилев
Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий

Слайд 23

Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Слайд 24

В. Малышев «в двух словах» о литературных течениях Серебряного века:
Восхищались: “Символист!” И кивали головами... Оставлял стандартный лист С нестандартными словами. Задыхались: “Акмеист!” И качали головами... Горный воздух свеж и чист С настоящими словами. Восклицали: “Футурист!” И стучали головами... Оставлял корявый лист С нестандартными словами.

Слайд 25

Домашнее задание
1. Чт. стр. 137-159 2. Ответить письменно по вариантам: - жизненный путь А. Ахматовой; - жизненный путь Й. Мандельштама; - жизненный путь Тэффи.
«Литература 11 класс» учебник, М., «Просвещение» 2011 Статья «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века» Л.А. Смирнова, М., «Просвещение», 2010 Соавтор - Васильева Анна, ученица ГБОУ СОШ №71 http://ruspoeti.ru/aut/gorodetskij/4824/ http://mandelshtam.velchel.ru/ http://mandelshtam.velchel.ru/index.php?cn 5. http://www.stihi-us.ru/1/Ahmatova/4.htm https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant