Презентация - Причины ошибок при чтении

Причины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтенииПричины ошибок при чтении







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №29»
«Причины ошибок при чтении»
Доклад, представленный на МО.
Доклад подготовила учитель начальных классов высшей квалификационной категории Кашукоева Лариса Ильинична

Слайд 2

Актуально
Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. Иногда такие ошибки, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. Очень же часто они сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. Ошибки чтения, закрепившись на начальном этапе обучения, сохраняются, и груз этих недостатков человек проносит до конца жизни. Каким же образом можно исправить эту ситуацию и освоить именно  правильную технику чтения? 

Слайд 3

Первым шагом может стать знакомство с ошибками чтения.
. Недочитывание слов до конца, проглатывание окончаний, пропуски букв и слогов, перестановка букв, слогов, вставка произвольных букв и слогов, замена одних букв и слогов другими.
Причины подобных ошибок чтения – неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое слабое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении правильной техникой чтения.
Решением этой группы ошибок чтения могут стать специально разработанные комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик, дыхательные комплексы и упражнения.

Слайд 4

Ошибки зрительного восприятия текста.
Самыми знакомыми из них будут перескакивание от одного слова к другому, пропускание слов, перескакивание через строчу при чтении, неспособность найти то место в тексте, на котором чтение было остановлено, неспособность видеть длинное слово целиком. Наиболее вероятными причинами таких ошибок при чтении становятся слабая зрительная ориентация в тексте, невнимательность при чтении, малое поле зрения (малое количество букв, воспринимаемых за одну фиксацию взгляда).

Слайд 5

Повторы при чтении, возвратное чтение, регрессии. 
Повторы при чтении заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Повторы при чтении, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. 
Возвратное чтение наблюдается, когда ребенок сперва прочитывает слово про себя, а лишь потом, убедившись в том, что слово ему знакомо, произносит его вслух. Зачастую, возвратное чтение связано с тем, что родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, и ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух - слово целиком. Так формируется привычка возвратного чтения. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.
Регрессии при чтении представляют собой возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст - как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время. Определить, присутствуют ли у ребенка регрессии при чтении , можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии при чтении имеют место. 

Слайд 6

Регрессии при чтении могут быть вызваны тремя основными причинами:
текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово. В этом случае полезно предложить маленькому читателю не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос регрессий при чтении снимается сам собою.
низкий уровень внимания. Иногда регрессии при чтении вызваны невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его.
сила привычки. Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговый способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это - прямой путь к регрессиям при чтении.

Слайд 7

Низкий уровень антиципации при чтении.
Возможно, Вы замечали, что при чтении ребенок как будто "привязан" к каждой букве в слове, не способен прогнозировать разворачивающиеся в тексте события. Способность к антиципации, в том числе антиципации при чтении, можно тренировать. У хорошо тренированного читателя процесс чтения напоминает игру "Угадай мелодию". По нескольким начальным буквам он угадывает все слово, а по нескольким начальным словам - всю фразу, а по нескольким фразам - смысл всего абзаца или раздела. Например, школьник читает текст о здоровом образе жизни. Встретив слова "делать" и "физическую", он догадывается, что речь идет о физической зарядке - и само слово "зарядку" ему читать уже не нужно. Естественно, что процесс чтения идет у ребенка намного быстрее.
Антиципация – способность человека представить возможный результат действия до его осуществления./Вильгельм Вунд, 1880год/
В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.

Слайд 8

Много ошибок чтения у детей связано со скоростью чтения и пониманием при чтении.
Сложности с пониманием при чтении, сложности с пересказом текста. Это очень распространенные ошибки чтения у детей, когда маленький читатель затрудняется пересказать текст , хотя бы только что прочитал его. Случается, что ребенок совсем не улавливает главный смысл рассказа, пересказывает текст, события и героев отдельно, без связи между собою. Очень часто ребенок стремиться пересказать текст именно фразами из текста, поскольку он сам не уверен, правильно ли понял текст при чтении и сможет ли пересказать текст своими словами.

Слайд 9

Низкая скорость чтения у ребенка 
Чтобы лучше понять и запомнить."Читай медленнее, не спеши, так ты лучше поймешь и запомнишь" - наверняка, мы могли слышать такую фразу от наших учителей и родителей. И если с первого взгляда такая рекомендация кажется вполне логичной, то на самом деле в ней изначально заложен маленький недостаток. Если ребенок будет знать, что нужно читать медленно, чтобы лучше понимать и запоминать, то он конечно же научится читать медленно, хорошо понимать и запоминать прочитанное. Но скорость чтения у ребенка останется по-прежнему медленной. "Я читаю медленно, чтобы лучше понимать и запоминать" - именно такая установка при чтении будет неправильной. Конечная цель качественной техники чтения ребёнка - это, в первую очередь, именно высокая скорость чтения ребенка, разумеется, при полном понимании и отличном запоминании материала.

Слайд 10

Так что же может помочь нам увеличить скорость чтения ребенка без ущерба для остальных компонентов?
Я думаю, многие родители согласятся со мною: чтобы научиться плавать, сперва следует погрузиться в воду. Покажется парадоксальным, но с чтением ситуация крайне похожа: чтобы научиться быстро читать, все понимать и подробно запоминать, сперва следует увеличить скорость чтения ребенка. Даже если на начальном этапе высокая скорость чтения будет в ущерб пониманию и запоминанию. Логика и разумность такого подхода заключены в том, что сперва мы умышленно ставим мозг в ранее не привычные для него условия высокой скорости чтения, высокой скорости поступления информации, а мозг, уже будучи в таких условиях, изучив специальные алгоритмы работы с текстом, вырабатывает навык качественной обработки быстро поступающей информации.

Слайд 11

Наша многолетняя практика убедительно доказала: чем раньше начинается процесс совершенствования техники чтения ребёнка, тем успешнее идет процесс обучения школьника, тем скорее у него формируется интерес к чтению как к главному процессу активизации познавательной деятельности.