Презентация - Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников

Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьниковНейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Нейропсихологический подход в сопровождении обучения младших школьников педагог-психолог МБОУ СОШ№45 САФРОНОВА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА 8-987-555-46-38

Слайд 2

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь.

Слайд 3

ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности в усвоении и освоении школьных программ; увеличение вероятности перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость; неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими; состояние длительной школьной неуспешности способствует формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей в целом; 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозг. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов.

Слайд 4

ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Всемирная организация здравоохранения связывает факт снижения успешности обучения в школе: с ухудшением общих условий жизни, экологией природной и социальной, большая увлеченность компьютерными играми, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, нейробиологические причины, раннее обучение детей.
Установлено, что около 25% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 64% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости.

Слайд 5

ФАКТОРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЗАКРЕПОЩЕНИЯ
Факторы: режим традиционной сидячей позы; отчуждение органов чувств; книжные технологии познания вместо сенсорно-стимулъных;
программно-скоростные установки в усвоении техники письма и чтения на фоне незрелости правополушарной образной сферы; замена импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой; замена парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью; электролампового освещения на мерцающее люминесцентное и т.д.

Слайд 6

Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур.
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Слайд 7

Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

Слайд 8

Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствования
Плохая концентрация внимания на определенной деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем интеллекта; Успеваемость – начало - хорошее, потом - быстрое скатывание, оценки скачут от 5 к 2; Если выкладывается в школе, то дома беспричинно плачет, часто болеет, становится раздражительным; Повышенная ранимость, обидчивость, не складываются отношения с одноклассниками.
Повышенная утомляемость и отвлекаемость, не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным. Ребенок перестает воспринимать информацию, вертится, роняет принадлежности, мешает другим;

Слайд 9

Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информацию
Путает левую и правую сторону, плохо ориентируется в учебнике и в расположении материала в тетради, неправильно воспроизводит цифры и буквы; Не может различить похожие фигурки и значки, найти отличия, делает ошибки при списывании с доски; Проблемы с пониманием услышанного задания или рассказа;
Не может запомнить правила, таблицу сложения и умножения, трудности при решении задач, сбивается в действиях при решении длинных примеров.

Слайд 10

Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроля
При знании правил не может их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв, искажение окончаний; Трудности в усвоении последовательности решения математических задач или примеров; Трудности в пересказе текста, искажает окончания прочитанных слов, не может выполнить задание самостоятельно; Повышенная отвлекаемость с прекращением выполнения задания. Задания выполняются непоследовательно с большим количеством ошибок; Контроль со стороны взрослого улучает выполнение заданий.
Хождение по классу во время урока, занимается собственной игрой, мешает соседу, не принимает школьные правила; Низкая работоспособность, появление зевоты, вертится, информацию не воспринимает

Слайд 11

РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦии
Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. При этом необходимо руководствоваться одним из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»
Наиболее корригируемым считается возраст от 5 до 12 лет, лучше до 9 лет. .

Слайд 12

Практика применения нейропсихологического сопровождения
В коррекционной работе по нейрокорреции приняли участие: - 38 детей в возрасте от 7 до 9 лет (из них 7 человек с СДВГ, 2чел. с ММД, 2 чел. с дисграфией);
До окончания коррекционной программы дошли 24 семьи.

Слайд 13

- 1 класс начальной школы. Учитель класса включил в динамическую разминку на уроке и перемене упражнения стимулирующие работу головного мозга.

Слайд 14

Индивидуальное сопровождение
Выявлены нарушения: выражена эмоциональная лабильность(реагирование), быстрая истощаемость, неадекватные реакции на происходящее, патологическое упрямство, неустойчивое внимание, нестабильная успеваемость, труднокорригируемые дефекты в поведении, в овладении чтением, письмом, математическими навыками. недостаточность пространственных представлений, мозаичность восприятия и нарушение порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов; расторможенность, гиперактивность, несформированность произвольного внимания, повышенной отвлекаемости и соответственно низкой работоспособности, замедленный процесс усвоения, трудности автоматизации любого навыка; несформированность координации рук; обилие реверсий (зеркальности); наблюдаются слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости—твердости, глухости—звонкости.

Слайд 15

Сенсомоторная коррекция
Позволяет улучшить функционирование ЦНС Повышает продуктивность протекания психических процессов

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Сенсомоторная коррекция
улучшает у ребенка внимание, память речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снимает гипер- или гипотонус, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Слайд 19

Является прекрасным корректором детско-родительских отношений
Сенсомоторная коррекция

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

изменения
улучшения показателей ВПФ ; значительно улучшилась успеваемость по всем предметам (уровень сформированности УУД поднялся до высокой возрастной нормы); изменение эмоционального фона произошел в положительную сторону(снижение внутренней агрессии до 72%, снижение отрицательного эмоционального фона на 69%); повышение познавательной активности детей (увеличение познавательной активности на73%) .

Слайд 23

Кинезиологические упражнения

Слайд 24

Кинезиология на перемене и уроке

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Динамика класса
положительную динамику уровня сформированности УУД на 30 %, изменение эмоционального фона в сторону снижения тревожности по отношению к школьным предметам, взаимоотношениям между учителем и одноклассниками до 23%; увеличения дифференциации эмоций на 17% в части высших эмоций социального генеза, снижение инфантилизма на 26%.

Слайд 28

Графоморная проба
До
ПОСЛЕ

Слайд 29

Копирование
ПОСЛЕ
ДО

Слайд 30

ПОСЛЕ

Слайд 31

Слайд 32

после

Слайд 33

Следуй по маршруту
после

Слайд 34

Мероприятия сейчас в школе
В диагностику уровня сформированности УУД включен нейродиагностический материал; На основе полученных результатов диагностики формируются коррекционные группы: сенсомоторной коррекции с включением занятий по развитию когнитивных процессов ребенка; Используя нейропсихологические знания (латеральный профиль ученика, особенности сенсорного восприятия информации учащегося и пр.) производить «рассадку» учеников в классе и подачу школьного материала (особенно в первом классе); Просвещение родителей в области психофизиологического развития детей; Разработаны рекомендации учителям и родителям по обучению детей с проблемами в развитии; Разработаны, вручены и объяснены педагогам начальной школы материалы с кинезиологическими упражнениями для ежедневной стимуляции головного мозга во время уроков.

Слайд 35

Спасибо за внимание